М.Б. Добужинский. Эскиз декорации. Бумага, гуашь, тушь карандаш
Русский Серебряный век подарил мировой культуре блестящих художников-сценографов, и их прихотливый почерк, сложенный из идей и пристрастий "Мира искусства", украсил не только лучшие театральные площадки своего времени, но до сих пор радует нас в залах галерей и музеев. Мстислав Добужинский - один из них.
В Галерее "Наши художники" проходит выставка "Маэстро Добужинский", на которой до 23 июля представлены театральные работы выдающегося русского художника Мстислава Валериановича Добужинского.
М.В. Добужинский. Автопортрет, 1901. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург
Послереволюционная эмиграция многих представителей художественной элиты лишила отечественные собрания богатого наследия, созданного ими за рубежом, но в последние 20-25 лет ситуация исправилась за счет развития международного рынка русского искусства. Значительный массив работ М.В. Добужинского (1875-1957) был предложен на парижских аукционах в 2003-2004 годах после ухода из жизни сына Ростислава. На основе части этого материала совместно с произведениями из музеев Литвы Галерея "Наши художники" уже провела в 2008 году выставку "От Литвы до Америки". В дальнейшем коллекция Галереи пополнилась работами из "пражского" архива Добужинского, оставленного на хранение знакомому художнику Николаю Зарецкому в 1939 году и так и не вернувшегося к автору, а также из собрания музы Мстислава Валериановича - датчанки Марии (Маo), полное имя которой наследники предпочли умолчать…
Портрет Марии, 1947. Бумага, уголь, карандаш
На протяжении пяти десятков лет Добужинский работал в драматическом, оперном и балетном театрах и всегда считал самым важным "выражение духа и стиля определенной эпохи". Сочиняя сценографию, он досконально изучал исторические материалы, нередко выезжал в другие города Европы для работы в библиотеках и архивах. В технической части оформления спектакля он стремился к функциональности, применяя несложные конструкции, чтобы быстро сменять декорации; старался избегать ненужных деталей, считая, что "театральная правда - не отображение исторических документов"; почти всегда единолично оформлял спектакль от начала и до конца, до 80 лет нередко сам расписывал декорации.
В экспозиции представлено 70 театральных работ Добужинского к постановкам разных лет с 1914 по 1951 год, среди них такие жемчужины декорационного искусства, как эскиз балета М. Фокина "Бабочки" для антрепризы Сергея Дягилева в Париже в 1914 году.
Балет "Бабочки". Музыка Роберта Шумана, хореография Михаила Фокина. Антерприза Сергея Дягилева, Гранд Опера, Париж, 1914
Эскиз декорации. Бумага, карандаш, гуашь, тушь, белила
В 1919, самый голодный и темный послереволюционный год, Добужинский оформил для кабаре "Привал комедиантов" постановку "Сказки Андерсена", включившую "Свинопаса", "Цветы маленькой Иды" и "Комету". Премьера 26 апреля оказалась единственным представлением и завершила трехлетнюю деятельность "театра подземных классиков". Михаил Кузмин писал в отзыве "Андерсеновский Добужинский": "…впервые Добужинский так свежо и полно высказал всю поэзию комнатной жизни, уюта детских, домашней фантазии (без особенной фантастики), трогательности и милого юмора". В залах Галереи экспонируются шесть эскизов инсценировки "Цветы маленькой Иды", ранее принадлежавшие Мао.
Эскиз костюма барабанщика. Инсценировка песенки "Стрелочек". Постановка Бориса Пронина, кабаре "Привал комедиантов", Петроград, 1918. Бумага, акварель, карандаш, тушь
"Цветы маленькой Иды". Сказка Х.К. Андерсена. Постановка Мстислава Добужинского и Константина Тверского, кабаре "Привал Комедиантов", Петроград, 1919
Эскиз декорации комнаты Иды. Бумага, карандаш, акварель, тушь
Эскиз костюма Иды с куклой Софи. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, тушь
Эскиз декорации вербы и вербной куколки, превратившейся в советника. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, тушь
Эскиз костюма Амариллиса (Лилии). Постановка Александра Рустейкиса, Камерный театр, Рига. Бумага верже, карандаш, акварель, тушь
Эскиз костюма Маргаритки. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, тушь
Эскиз костюма Анютиных глазок. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, тушь
Лирическим, вторящим музыке П. Чайковского, решен эскиз декорации "Комната Татьяны" к опере "Евгений Онегин" для Дрезденской оперы.
Опера Петра Чайковского "Евгений Онегин". Дрезденская опера, 1923
Эскиз комнаты Татьяны Лариной. Бумага, акварель, белила, карандаш, тушь
В конце 1924 года Добужинский выехал в Литву и поступил на службу в Государственный театр, за 14 лет он оформил 38 спектаклей. Весь 1925 год прошел в Риге и "Андерсеновский спектакль" был повторен в Рижском Камерном театре. К своим постановкам художник обращался неоднократно, варьируя образы и декорации, иронично называя их "разогретыми блюдами".
В 1926 году Добужинский принял приглашение Н. Балиева, к тому времени успешного европейского антрепренера, приехать в Париж и выступить в предстоящем сезоне в качестве ведущего художника-постановщика кабаре "Летучая Мышь". На выставке представлены костюмы и декорации к двум из пяти интермедий "Летучей Мыши" того сезона.
"Платовские казаки в Париже". Музыка Александра Архангельского. "Летучая мышь", театр де ла Мадлен, Париж, 1926
Эскиз декорации. Бумага, карандаш, акварель, белила, тушь
Эскиз костюма казака. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, тушь, белила, серебряная краска
"Жена кондитера" - инсценировка шансонетки Гюстава Надо, "бойкая старинная гравюра в красках", "изящный, тонко отделанный в деталях пустячок", и "бисовый" номер программы - интермедия П. Потемкина "Платовские казаки в Париже, гравюра эпохи". Благодаря художнику совершенно новая программа кабаре имела большой успех. Сергей Волконский, увидев премьеру писал: "Я не знаю, был ли когда спектакль "Летучей Мыши" столь красочный, как этот. Сытность зрелища поразительная. Краска как будто всех заразила на этот раз. <…>Добужинский, нежный, всегда в тающих, линяющих оттенках, пустился в такой красочный пляс, что весь спектакль предстал каким-то состязанием по красочности".
"Жена кондитера". Инсценировка песенки Гюстава Надо. Музыка Александра Архангельского. "Летучая мышь", театр де ла Мадлен, Париж, 1926
Кондитер. Бумага верже, акварель, тушь, карандаш
Эскиз костюма жены кондитера. Бумага, гуашь, акварель, тушь, карандаш
Эскиз мужского костюма. Бумага, гуашь, акварель, тушь, карандаш
Виртуозным, полетным, искрящимся белым штрихом на черной бумаге решены четыре эскиза декораций к опере В.-А. Моцарта "Дон Жуан" для Литовского Государственного театра в 1933 году.
"Дон Жуан". Опера Амадея Моцарта. Литовский государственный театр, Каунас, 1933
Эскизы декораций. Чёрная бумага, гуашь, белила, тушь, карандаш
Гротескны герои бессмертного "Ревизора" Николая Гоголя, поставленного М. Чеховым в Каунасе в 1933. Сам художник так формулировал свою роль к спектаклю: "Задача - Гоголь, задача - берлога городничего и задача - смешно. От этого все я сделал грузным, низким, грязноватым и в паутине. И все покосилось".
"Ревизор". Комедия Н.В. Гоголя. Режиссёр Михаил Чехов, Литовский государственный театр, Каунас, 1933
Эскиз декорации. Приёмная Аммоса Фёдоровича Ляпкина-Тяпкина, судьи. Бумага, гуашь, акварель, белила, карандаш
Эскиз костюма Февроньи Петровны Пошлёпкиной, слесарши. Бумага, гуашь, акварель, карандаш, тушь
Балет "Спящая красавица". Музыка Петра Чайковского, хореография Николая Зверева (по Мариусу Петипа). Государственный театр, Каунас, 1934
Эскиз декорации. Пролог
Эскиз костюма принца Дезире. Бумага, гуашь, акварель, карандаш
Эскиз костюма придворного. Бумага верже, гуашь, золотая и серебряная краски, тушь, карандаш
В отдельном зале представлены работы, созданные вне России, но в сотрудничестве с русскими режиссерами и балетмейстерами, продолжавшими работать с русским репертуаром уже на подмостках крупнейших театральных сцен Европы и США.
"Копеллия". Балет Лео Делиба. Русский балет Монте-Карло, 1936
Эскиз городской площади.Чёрная бумага, гуашь, белила, серебристая краска
Балет Николая Черепнина "Тайна пирамиды". Литовский театр, Каунас, 1938
Эскиз костюма Иземхи. Бумага, акварель, тушь, бронзовая краска, белила, карандаш
В 1941 году Добужинский исполнил сценографию к драме М.К. Канфилд и Э. Борден "Королева Анна Английская" и завоевал себе прочную известность в американских театральных кругах. На выставке можно увидеть четыре выразительных эскиза женских и мужских костюмов, поражающих точностью исторических деталей, великолепием цвета и портретностью персонажей.
"Королева Анна Английская". Театр Джильберта Миллера, Нью-Йорк, 1941
Эскиз костюма лорда Годольфа. Картон, гуашь, тушь, акварель, карандаш
Эскиз костюма Анны Сазерленд. Бумага на картоне, гуашь, тушь, карандаш
Балет "Выпускной бал" на музыку Иоганна Штрауса. Театр балета, Нью-Йорк, 1944
Эскиз бального зала. Бумага, карандаш, гуашь
Помимо русского репертуара, художник оформлял спектакли европейской классики.
Эскизы костюмов Канчиано и Фелиции. Бумага, гуашь, тушь, карандаш
Живя в Европе, а затем в Америке, Мстислав Добужинский, в сущности, продолжал оставаться русским человеком, и по свидетельству сына Ростислава, "вся его основа, весь "фундамент" его культуры и его личности были русские. Как любимый его "Петербург", при всей его западности, - неоспоримо русский город, так и "западность" моего отца была неоспоримо русской. Он это сознавал и ценил в себе".
Эскизы костюмов Лизы. Бумага, гуашь, акварель, тушь, карандаш
Эскиз костюма. Лиза в смятении. Бумага. карандаш, уголь
Эскизы костюмов Лизы
Эскизы костюмов Лизы. Бумага. карандаш, уголь
Последний зал выставки отдан эскизам и декорациям к еще одной постановке М. Чехова "Бесы", задуманной в Лондоне в 1938, и осуществленной на сцене театра "Лицеум" в Нью-Йорке в 1939 году. Спектакль, экспериментальный, новаторский, Чехов и Добужинский дали в "сукнах", на заднем черном плане сцены поставили стекла для проекций ради создания импрессионистического эффекта. Психологичны портреты главных действующих лиц, их позы и жесты. Касса спектакля провалилась, американская пресса сокрушала его критикой, при этом декорации Добужинского получили единодушные хвалебные рецензии.
Одержимые по роману "Бесы" Фёдора Достоевского. Театр Михаила Чехова, Нью-Йорк, 1939. Эскиз декорации Сцена собрания. Калька, акварель, тушь
Эскиз костюма хромоножки. Бумага, акварель, гуашь, карандаш
Эскиз декорации (Городская окраина). Бумага, акварель, карандаш, угольный карандаш
Эскизы костюма Ставрогина. Бумага, акварель, тушь, угольный карандаш, белила
Во время Второй мировой войны Добужинский работал над эскизами к балету на музыку С. Прокофьева "Русский солдат" (1941), снискавшему немалый успех, а также создал сценографию к опере М. Мусоргского "Сорочинская ярмарка", поставленную М. Чеховым в 1942 в нью-йоркском театре New Opera Co. На выставке представлены живописные рисунки костюмов хористов и сценографии.
Эскиз костюма бандуриста. Бумага, акварель, белила, угольный карандаш
Эскиз костюма казака. Бумага, акварель, белила, угольный карандаш
Эскиз костюма Сверхинкруаябля, 3 сцена. Одноактный балет на музыку оперетты Шарля Лекока "Мадемуазель Анго". Постановка Леонида Мясина, Метрополитен Опера, Нью-Йорк, 1943. Бумага, гуашь, белила, тушь, карандаш.
Эскиз костюма Коппелиуса, 1946. Гранд Опера, Париж, 1946. Бумага, акварель, тушь, белила, карандаш
"Война и мир". Опера Сергея Прокофьева. Метрополитен Опера, Нью-Йорк, 1947
Эскиз костюма Михаила Кутузова. Бумага, гуашь, акварель, серебряная краска, белила, тушь, карандаш
Эскиз костюма Пьера Безухова. Бумага, гуашь, белила, тушь, карандаш
Опера Модеста Мусоргского "Хованщина". Метрополитен Опера, Нью-Йорк, 1948
Эскиз костюма москвича. Бумага, акварель, гуашь, тушь, карандаш
В 1951 художник заключил контракт с Центральной городской оперой в Нью-Йорке на создание сценографии комической оперы "Четыре грубияна" Э. Вольф-Феррари. На выставке экспонируются пять эскизов костюмов персонажей, которые Добужинский написал вне контракта, для себя, в духе театра Карло Гольдони, они "дышат благородством и изяществом, эффектной простотой театрального рисунка".
"Четыре грубияна". Опера Эрмано Вольф-Феррари по пьесе Карло Гольдони. Центральна городская опера, Нью-Йорк, 1951. Эскизы костюмов Лунарди. Бумага, гуашь, акварель, тушь, карандаш
Источник информации: этикетаж и кураторский текст на стендах.