Аристарх Чернышев. Вселенная Зверева. Инсталляция
Музей АЗ показывает свой очередной проект, посвященный московскому художнику Анатолию Звереву, имя которого носит и сам музей. На трёх этажах представлены более 170 графических и живописных работ в любимых жанрах художника, от автопортретов до анималистики. Впервые оцифрованы литературные произведения Зверева - порядка 50 тетрадей. Как всегда в этом музее, экспозиция прекрасно организована и оформлена, а посетителям бесплатно предлагается отличный проспект к выставке. На интерактивных мониторах можно посмотреть сотни рисунков Зверева и десятки его трактатов. Название проекта отсылает к цитате Зверева, который после прочтения трактатов Леонардо говорил, что масштаб мысли да Винчи для него ближе других: "В Леонардо я нашёл своего, пожалуй, единственного друга и тогда понял, что не один при всём своём одиночестве..."
Так что же роднит великого итальянца и русского художника-нонконформиста? Представленная экспозиция отвечает так:
"Где есть свобода - там нет правил"
Леонардо да Винчи
Как и тетради Леонардо, зверевские альбомы испещрены сотнями зарисовок: звери, птицы, люди - все, что видит глаз живописца, попадает на лист бумаги.
Наставники художника - Георгий Костаки и Александр Румнев. Именно Румнев - бывший актёр театра Таирова, представил Зверева коллекционеру Георгию Костаки, который сразу выделили его среди всех нонконформистов. Он же познакомил художника с французским композитором и дирижёром Игорем Маркевичем, устроившем в 1965 году выставку Зверева в Париже. Румнев уговорил Полину Лобачевскую, преподававшую во ВГИКе, позировать Звереву. Она и стала впоследствие куратором выставки Зверева в Третьяковке, а затем арт-директором Музея АЗ. Именно Александр Румнев дал почитать молодому художнику двухтомник Леонардо.
Портрет Георгия Костаки. Бумага, масло, 1958. Портрет Александра Румнева. Картон, масло, 1958
Слева - портрет Николая Синицына. Бумага, акварель, уголь, 1967
Анатолий Зверев писал на чем придётся и чем придётся. Например, для написания этого автопортрета художник взял краску, перемешанную с землей и семенами растений.
Анатолий Зверев. Автопортрет, 1971. Бумага, масло
Автопортретов он написал бесчисленное множество - изображал себя примеряя разные маски, разные состояния и настроения.
Анатолий Зверев. Автопортрет в ушанке , 1959. Автопортрет с сигаретой, 1969. Картон, масло
Анатолий Зверев. Автопортрет, 1957. Автопортрет с одним глазом, 1969. Бумага, гуашь
Автопортрет, 1957. Картон, масло
Слева - Двойной портрет Алики Костаки и А. Зверева (Автопортрет с Саскией)
Второй этаж - бесконечное множество женских портретов и среди них невероятная история о художнике и музе. Муза Оксана (Ксения) Асеева (1892-1985) - одна из пяти сестёр Синяковых, дама Серебряного века, вдова поэта Николая Асеева, была старше художника почти вдвое. Любовь длилась 17 лет до самой её кончины. Через год скончался и Зверев. Остались сотни портретов, на которых она всегда молода и прекрасна, сохранились десятки зверевских тетрадей с посвященными ей стихами. "Я душу ее рисую, а душа у нее молодая", - говорил Зверев..
Слева - портрет Инны Костаки, 1950-е. Бумага, акварель. Портрет Оксаны Авсеевой в шляпке, 1971. Картон, масло
Анатолий Зверев. Автопортрет, 1968. Холст, масло
Портреты Оксаны Асеевой, 1968, 1969
Пейзажи Зверева - заново открытая природа.
Анатолий Зверев. Посвящение Левитану, 1979. Новодевичий монастырь, 1981. Дворик в Сокольниках, 1957. Пейзаж с часовней, 1979
Анатолий Зверев. Летний пейзаж с деревом, 1970-е. Пейзаж, 1977. Летний пезаж, 1983. Щукино. Пейзаж, 1974
Пейзажи, 1950-1970-е
Анатолий Зверев. Сосны. Николина гора, 1968. Пейзаж с деревом. Зима, 1958. Сосна в Щукино, 1973. Сосны. Весна, 1958.
Женский портрет - один из самых популярных жанров в творчестве Анатолия Зверева. Именно женский портрет широко прославил Анатолия Зверева, художника принципиально неофициального, но истинно народного.
Женские портреты, 1950-1980-е
Портрет Лили Краснопевцевой, 1961. Картон, масло. Портрет Полины Лобачевский, 1958. Бумага, масло. Женский портрет, 1957. Бумага, гуашь
Второй слева - портрет Люси, 1966. Картон, масло. Затем - портрет Зои Берлинской, 1976. Картон, масло.
Портрет Галины Орловой, 1963. Бумага, гуашь. Портрет Наташи Костаки, 1958
Портрет Саши Бахмутской, 1964. Бумага, гуашь. Женский портрет, 1978. Картон, масло
На этих портретах запечатлён короткий эпизод спокойной провинциальной жизни: ближний круг художника - жена Люся Назарова и двое детей - Миша и Вера.
Семья, 1963-1964. Бумага, тушь, фломастер
При жизни художника ходила легенда о том, что увидев на парижской выставке листы Зверева скупой на похвалы Пикассо назвал его "лучшим русским рисовальщиком".
Ню, 1950-е. Бумага, тушь
Иллюстрация к книге Апулея Золотой осёл, 1986. Бумага, карандаш, пастель
Анатолий Зверев. Обнаженная, 1950-е
Анатолий Зверев. Автопортрет с сигаретой, 1956.
Анатолий Зверев. Бегущие лошади, 1959
Автопортреты, 1950-е. Бумага, тушь
Информация - проспект и этикетаж выставки "Выбор Костаки"