До XIX века на площади Навона в Риме, почти напротив базилики Святой Агнессы, стояла испанская церковь Святого Якова. Эта церковь в период с 1500-х до 1700-х годов была местом важнейшего религиозного и символического значения для испанской монархии.
Видов церкви Святого Якова сохранилось достаточно много, одним из них является картина Гаспара ван Виттеля, представленная на выставке "Аннибале Карраччи. Фрески капеллы Эррера", с которой предлагаю вам познакомиться. На картине показан внешний вид римской площади Пьяцца Навона в 1699 году с фасадом испанской церкви Сантьяго-де-лос-Эспаньоли справа.
Гаспар Ван Виттель. Пьяцца Навона,1699. Холст, масло. Мадрид, Национальный музей Тиссена-Борнемисы
В начале 1600-х годов испанский банкир из Валенсии Хуан Энрикес де Эррера (ок. 1539-1610), приказал построить в церкви часовню, посвященную святому Диего из Алькалы, монаху-францисканцу XV века, канонизированному в 1588 году. Фресковые росписи были заказаны итальянскому живописцу Аннибале Карраччи (1560-1609), с большим успехом недавно украсившего галерею во дворце Фарнезе. С самого начала Карраччи помогал один из художников его круга, Франческо Альбани (1578-1660). Он стал ответственным за картины под наблюдением тяжело заболевшего Карраччи.
Когда церковь обветшала, было принято решение снять фрески, и в 1850 году удалось отправить шестнадцать картин в Барселону, где девять из них так и остались. Остальные семь отправились в Мадрид. Алтарная картина была помещена в церковь Санта-Мария-ди-Монтсеррато в Риме, где и находится до сих пор. Местонахождение остальных трех фрагментов, отсутствующих для завершения набора, неизвестно, хотя предполагается, что когда-то они хранились в церкви Санта-Мария-де-Монтсеррато.
Аннибале Карраччи и мастерская. Святой Диего ходатайствует за Диего Энрикеса де Эрреру, 1606. Алтарная картина
И вот - первый раз с тех пор все сохранившиеся фрески воссоединились на выставке, которая сначала проходила в мадридском Прадо, сейчас фрески выставлены в Национальном музее искусства Каталонии, а потом переместятся в Национальную галерею античного искусства Палаццо Барберини в Риме. Экспозиция объединяет сохранившиеся настенные росписи после их недавней реставрации и рисунки, приписываемые Аннибале Карраччи и его школе, связанные с этим проектом.
Аннибале Карраччи. Автопортрет у мольберта, 1603-1604. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Изображения интерьеров часовни Эррера крайне редки. На одном из них виден вход в часовню и одна из её стен. На планах этажей, воспроизведенных в книгах о погребальных обрядах испанских королей, часовня Эррера является второй с западной стороны церкви.
Реконструкция расположения фресок в часовне Эррера в церкви Сантьяго-де-лос-Эспаньоли в Риме. Фотография предоставлена Национальным музеем Прадо
Один из залов выставки
Апостолы Пётр и Павел, 1604-1605
Франческо Альбани. Апостолы у опустевшего Гроба Господня. Барселона, Национальный музей искусства Каталонии
Успение Богородицы
Исцеление слепого
Обвиняемый в краже еды, испанский монах-францисканец Диего из Алькалы (1400-1463) обнаруживает, что еда, спрятанная им для раздачи беднякам, превратилась в розы.
Аннибале Карраччи. Чудо роз.
Франческо Альбани, Аннибале Карраччи. Фреска,1604-1605
Господь Вседержитель
Франческо Альбани, Аннибале Карраччи. Фреска,1604-1605
Святой Диего получает францисканское облачение
Аннибале Карраччи и Франческо Альбани. Святой Диего принимает милостыню. Мадрид, Национальный музей Прадо
Явление Святого Диего над своей гробницей
Аннибале Карраччи. Святой Лаврентий. Мадрид, Национальный музей Прадо
Святой Франциск
Святой Яков, 1604- 1605
Экспозиция дополнена подборкой рисунков, приписываемых Карраччи или его мастерской, и работами Карраччи и его учеников.
Несмотря на всеобщее признание, Аннибале Карраччи умер в возрасте 49 лет в нищете и был похоронен в соответствии с его предсмертной просьбой в Пантеоне, рядом с Рафаэлем.
Франсиско де Сурбаран. Святой Диего и чудо роз, 1658. Холст, масло. Мадрид, Национальный музей Прадо