Одна картина из коллекции Музея Востока

Mar 10, 2022 18:33



Нико Пиросмани. Кутёж, 1905-1907. Тифлис. Клеёнка, масло. Музей Востока

В наследии Пиросмани особое место занимают "кутежи" - групповые портреты участников традиционных застолий. Очевидцы вспоминали, что Пиросмани писал быстро, "пока чокались". "Кутеж" из коллекции Музея Востока, как и многие другие произведения Пиросмани, написан на черной клеенке, палитра мастера скупа - это белый, синий, красный и охра. При этом так выразительно передан торжественный характер грузинского застолья, возвышающего человека в собственных глазах и глазах окружающих.

После того как весной 1912 года Михаил Ле-Дантю, приехавший вместе с Кириллом Зданевичем в Тифлис, обратил внимание на живопись неизвестного грузинского мастера и купил две его картины, удивительные, как он считал, по живописи, Кирилл и Илья Зданевичи, а вслед за ними их друзья и единомышленники - художники и поэты, начинают собирать сведения о Пиросмани, искать встреч с ним и покупать его работы. Среди них и Давид Какабадзе.
С 1919 по 1927 год Какабадзе жил и работал в Париже. Вернувшись в Грузию, он продолжил поиски работ Пиросмани. Вероятно, тогда и была им приобретена работа, украшающая сейчас коллекцию Музея Востока. Картина поступила в музей 1945 году из музея Метехи (Грузия).
Кирилл Зданевич приводит в своей книге о Пиросмани слова Какабадзе: "Ни у кого из художников я не знал подобного ощущения Грузии, как у Нико. Мне кажется, что с появлением его картин моя жизнь стала богаче, счастливее. Когда я любуюсь картинами Пиросмани, я чувствую, как могучие силы и соки земли, заключенные в клеенки Нико, обновляют меня."

живопись, музеи

Previous post Next post
Up