К 25-летию Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон, отмечавшемуся в 1906 году, было выпущено юбилейное издание в обложке работы С.И. Ягужинского. Издание выполняло сразу несколько задач. С одной стороны, оно демонстрировало плоды упорного труда одного из наиболее успешных предпринимателей дореволюционной России, достигшего процветания своим трудом. В лице Левенсона отмечались заслуги честного труженика новой, капиталистической России. С другой - издание являлось прекрасной саморекламой фирмы, было направлено на привлечение новых потенциальных клиентов. На фоне роскошного особняка, построенного по проекту Шехтеля, на обложке символично выглядит изображение первого помещения, в котором начинал свое дело А. Левенсон.
Несколько лет тому назад я вела рубрику о знаменитых издательствах, но почему-то не написала об одном из лучших издательств Российской империи - Товариществе скоропечатни А.А. Левенсон. Постараюсь восполнить этот пробел.
Александр Александрович Левенсон - издатель, основатель и владелец типографии, затем Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон. Фото:
www.kp.ru Биографических сведений о создателе издательства Александре Александровиче Левенсоне сохранилось очень мало, год рождения точно неизвестен (1851/55-1922). Похоронен он 31 мая 1922 года во Франкфурте-на-Майне. Известно, что он был сыном московского врача-ревматолога А.С. Левенсона - немца по происхождению, и домовладелицы, купчихи второй гильдии Софьи Иосифовны, и жил в Рахмановском переулке в доме отца. Заниматься печатным делом начал там же - с одной типографской машиной и ручным типографским станком. Сначала брался за любую мелкую работу, но через шесть лет сумел привлечь пайщиков и 31 марта 1881 года основал типографию. Спустя три года типография получила крупный заказ на печать газеты "Новости дня". Левенсон сумел привлечь пайщиков, значительно расширить производство и создать "Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон".
Фрагмент рекламного объявления скоропечатни «Товарищество А.А. Левенсон», 1905 г.
Во время преобразования фирмы в Товарищество на вере в состав её акционеров вошли ведущие издатели и печатники Москвы, в частности, пайщиком стал И.Н. Кнебель (1854-1926), лучший российский издатель художественной литературы и книг по изобразительному искусству. С 1907 года И.Н. Кнебель стал заведующим книгоиздательской деятельностью товарищества. Одним из членов товарищества был промышленник и крупный меценат А.А. Карзинкин. Левенсон стал директором-распорядителем Товарищества, состоял в коммерческом обществе взаимного кредита и был членом Совета детских приютов.
Фирма Левенсона большую часть капитала зарабатывала на печати и продаже дешевых народных картинок, плакатов, типографских копий икон, а также на издании журналов для семейного чтения. Однако и о премиальной продукции издатель не забывал. Именно Левенсон печатал факсимиле памятников древнерусской письменности, богато иллюстрированные книги, специальные юбилейные издания.
Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон со временем стало одной из крупнейших фирм Москвы. Уже в 1896 году оно выполняло заказ Министерства императорского двора к коронации Николая II и Александры Фёдоровны и было удостоено звания Поставщика Двора Его Императорского Величества. Специализировалось на производстве литографской продукции высшего качества.
Авантитул издания "Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон"
В 1899 году для расширения производства было выкуплено владение №9 в Трехпрудном переулке, архитектурный проект был заказан архитектору Фёдору Осиповичу Шехтелю. Шехтель работал иллюстратором книг и художником в театрах, и печатал у Левенсона заказанные у него работы для Большого театра и сада "Эрмитаж".
Проект был утвержден в феврале 1900 года, а в апреле-ноябре этого же года проходила Всемирная выставка в Париже. На выставке Шехтель вдохновился идеями модерна. Вернувшись в Москву, он оформил интерьеры уже согласно новому стилю,
Внешний облик здания остался практически неизмененным, модерн сказался только в декоративной отделке фасадов и в форме окон.
Комплекс состоял из двух частей: административное здание, напоминающее готический замок и четырехэтажный производственный корпус, уходящий вглубь участка. Там располагались типографический, литографский, переплетный, нумерационный цеха, цех хромолитографии, а также мастерские типографской отделки.
В 1913 в типографии было 450 рабочих, выпущено продукции на 1,35 млн. рублей. В типографии работали наборщиками и женщины. Они набирали самые сложные шрифты изданий, в том числе газету "Курьер". Мужская наборная группа выполняла работы попроще. Здесь печатали художественные издания, красочные альбомы известных художников, программки Императорских театров, а также театральные билеты. Продукцию выпускали как в простом исполнении, так и высококачественную.
Служащие типографии перед производственным комплексом скоропечатни
Жил Левенсон с семьёй в двухэтажном особняке на Пречистенской набережной, 35, перестроенном в 1901 году по проекту Ф.О. Шехтеля в стиле эклектики с элементами модерна.
Фирма выпускала дешёвые народные картинки, плакаты, типографские воспроизведения икон и др., издавала журнал "Дешёвая библиотека" (1890, редактор-издатель Левенсон), "Новости иностранной литературы" (1891-99, редакторы-издатели Левенсон, А.Я. Липскеров), "Семья" (1893-1905, редактор-издатель Левенсон), хотя особого успеха они не имели. В типографии печатались материалы секретных расследований по особо важным делам, в 1896 - материалы, связанные с коронацией императора Николая II, в 1913 - в связи с 300-летием Дома Романовых; меню высочайших обедов, оформленные по рисункам художников А.Я. Головина, С.И. Ягужинского. Товарищество имело договор с Московской конторой императорских театров на печать афиш и программ.
Коронационное меню ужина в честь коронации императора Николая II. Художник В. Васнецов
Меню обеда волостным старшинам 18 мая 1896 года в Петровском дворце по случаю коронации Николая II / худ. А. Васнецов. М.: Т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1896
Роскошное издание с хромолитографированными таблицами, изображающими старорусский орнамент на золотом фоне. В Календарь вписаны церковные праздники и дни рождения и тезоименитства членов императорской семьи. На страницах представлены гербы 12 университетских губерний, среди которых Костромская, Киевская, Харьковская, Томская, Саратовская, Варшавская, Лифляндская и пр., с кратким историческим очерком.
Российский гербовник. Календарь на 1913 год / худ. С. Ягужинского. М.: Т-во Скоропечатни А.А. Левенсон, 1913
Фирма имела договор с Московской конторой императорских театров на печатание афиш и программ.
Программа вечера к 300-летию Дома Романовых в Мариинском театре 22 февраля 1913 года с представлением оперы "Жизнь за царя" М. Глинки. СПб.: Императорская тип.; Т-во Скоропечатни А.А. Левенсон в Москве (обл.), 1913
Программа торжественного представления в Императорском Большом театре в Москве 17 мая 1896 года, по случаю священного коронования его императорского величества государя императора Николая Александровича и ее императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны. М.: Тип. Имп. Моск. театров; Т-во Скоропечатни А.А. Левенсон, 1896.
Специализировалось товарищество также на высококачественном воспроизведении памятников древнерусской письменности, издании богато иллюстрированных книг. В 1912 факсимильно выпущены "Архангельское Евангелие 1092 г.", в 1914 опубликована книгу "Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова...". Книжка-раскладушка, оформленная в стиле древнерусских рукописных книг впервые была издана в Петербурге в 1899 году к столетию со дня рождения поэта.
Пушкин, А.С. Песнь о Вещем Олеге / рис. В. Васнецов. М.: Т-во Скоропечатни А.А. Левенсон, [1914]. 6 л.: ил. 47×23,5 см. Рисунки, заставки и заглавные буквы: В.М. Васнецова.
Фирма выпускала специальные юбилейные издания в "русском стиле" - "Летописный и лицевой изборник Дома Романовых" (1913). Изборник печатался как подарочное издание для избранных. В Эрмитаже хранятся его выпуски, принадлежащие библиотекам Николая II и императрицы-матери Марии Фёдоровне.
Летописный и Лицевой Изборник Дома Романовых. [Выпуск 1.] Юбилейное издание в ознаменование 300-летия царствования (1613-1913). Москва, Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, 1913
Издание роскошно оформлено. Его украшают работы В.М. Васнецова, А.Ф. Максимова, С.И. Ягужинского, Н.Н. Хохрякова. Общее художественное решение разработано Сергеем Ивановичем Вашковым (1879-1914).
Патриарх всея Руси Гермоген. Портрет царя Михаила Романова
Альбом "Москва", выпущенный "Товариществом скоропечатни А.А. Левенсон" в 1912 году, можно отнести к редкому для России начала XX века жанру - справочник "интуриста" с текстами на трёх языках (русском, французском и английском). Довольно поверхностный очерк истории, беглое описание святынь Кремля, а также перечень главных городских достопримечательностей, музеев и театров с лихвой искупается высочайшим уровнем полиграфического исполнения и множеством прекрасно воспроизведённых иллюстраций, специально подготовленных для издания известными мастерами книжной графики - Б. Зворыкиным, В. Васнецовым, В. Российским и др.
Москва. Издание Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон. Москва, 1912
Однако в содержании путеводителя имеется раздел, который может привлечь внимание и современного читателя.
Это краткая справка о Москве и москвичах, городе и его обитателях, какими они были в год выхода книги. В справке говорится:
"По переписи 1912 года в Москве насчитывалось 1 617 009 человек. Из них 879 286 мужчин и 727 723 женщины. Другими словами, на 1000 мужчин приходится 839 женщин. Из сословий преобладают крестьяне - 72% всего населения (преимущественно пришлые), затем мещане и дворовые; дворян - 5%, купечества - 2,5%; иностранный элемент составляет около 1% обывателей Москвы. Коэффициент смертности за последние годы колеблется от 28 до 30 на тысячу. Несмотря на рост домостроительства, средняя скученность московского населения достаточно высока - почти 2 жителя на комнату. По данным 1912 года, в Москве было 43 тысячи деревянных построек, 24 тысячи каменных и остальные - смешанного характера. Канализация Москвы по сплавной системе, начатая с 1898 года, расширяется с каждым годом, но далека ещё от исчерпывающих требований общественной санитарии и гигиены. Городская санитарная станция, университетские клиники, 14 городских больниц, 17 родильных приютов, 17 амбулаторий и свыше 100 частных больниц и лечебниц с 2 тысячами вольнопрактикующих врачей обслуживают задачи здравоохранения Москвы. Обширная сеть электрического трамвая и паровая тяга на загородной линии ещё не вполне удовлетворяют нужды населения. Ежедневно городскими трамваями расходуется около 1 000 000 билетов. В Москве к январю 1912 года было зарегистрировано 680 автомобилей для частного и общественного пользования. В древней столице 814 учебных заведений, из них 9 высших и 87 средних. Начальное обучение, сосредоточенное преимущественно в руках городского управления, с каждым годом заметно растёт. В Москве выходит свыше 180 газет, журналов и различных повременных органов печати общего и специального характера. Средоточие богатств страны, главный центр общественной торговли и промышленности, Москва, будучи узлом 10 железных дорог, насчитывает свыше 27 тысяч торгово-промышленных заведений, из них 820 фабрик и заводов с 150 тысячами рабочих. В Москве 15 банков и 23 частных банкирских конторы. Если простелить только последнее десятилетие жизни столицы, мы увидим, какой большой шаг сделан по пути прогресса и культуры. Городское самоуправление в эти годы много потрудилось над благоустройством города: введена канализация, построены бойни, сеть городских трамваев, переделаны мостовые, разбиты несколько новых скверов. Город продолжает украшаться день ото дня".
Это добротное, дорогое, массивное издание чем-то напоминает саму Москву начала 1910-х годов - спокойную, неторопливую, уверенную в своём будущем. Когда альбом увидел свет, до начала Первой мировой войны оставалось ещё полтора года, до октября 17-го - пять лет.
В типографии Левенсона были напечатаны первые поэтические сборники Марины Цветаевой "Вечерний альбом" (1910) и "Волшебный фонарь". Сергей Эфрон и Марина Цветаева выпускали свои первые книжки в собственном, "домашнем» издательстве "Оле-Лукойе", а печатали - в скоропечатне Левенсона. Также здесь печатали детские иллюстрированные книжки, произведения известных авторов, а также альбомы с репродукцией картин Валентина Александровича Серова, Константина Алексеевича Коровина и многих других художников.
Кроме того, в течение театрального сезона типография, под редакцией самого Александра Александровича Левенсона, издавала (с 1899 года) газету под названием "Ежедневное либретто"принадлежавшую лично Левенсону. Выходила она только в театральный сезон и помимо новостей культуры, на ее страницах было много рекламы.
В 1917 году Александр Левенсон продал типографию и уехал в Германию. Уже к концу года производство было национализировано, преобразовано в 16-ю государственную типографию треста Мосполиграф Московского совета народного хозяйства, а затем ликвидировано в 1924 году. С 1957 года - это "Пятая типография Совнархоза", в 60-х годах было возвращено прежнее наименование "16-я типография", в 70-х слилась с типографией "Искра революции".
В настоящее время ходят слухи, что скоропечатню Левенсона собираются реконструировать и построить за ней комплекс апартаментов -
moskvichmag.ru ...
Источники информации:
www.rusbibliophile.ru ,
www.raruss.ru ,
www.mos.ru ,
moskvichmag.ru ,
moscowsteps.com ,
culture.wikireading.ru ,
www.litfund.ru