Карл Брюллов. Два последних года

Jun 26, 2020 12:30



Карл Брюллов. Автопортрет, 1848. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Карл Брюллов скончался 23 июня 1852 года в местечке Манциана под Римом. В этот день с утра он чувствовал себя вполне бодро: его поддерживали свежий итальянский воздух, прогретый солнцем, и забота друзей.

Весной 1852 года Брюллов из Рима перебрался со всей семьей Титтони в Манциану. Накануне Анджело Титтони уехал по делам в Рим, оставив Карла на попечении одного из молодых художников. После обеда Брюллов курил сигару и слушал, что читал ему вслух юноша. Вдруг ему внезапно стало плохо, его охватил приступ сильного кашля. Конец он встретил мужественно: "Вместо сорока я прожил пятьдесят, следовательно, украл у вечности десять лет и не имею права жаловаться на судьбу…" В последние минуты он звал Анджело Титтони.



Манциана. Во втором доме жил и умер Брюллов (фото слева). Справа - комната, в которой жил и умер Брюллов

Гроб с телом Брюллова встречали ещё за чертою города и на руках пронесли до кладбища Монте Тестаччо. Над могилой, находящейся рядом с центральным входом, - мраморное надгробие работы архитектора М.А. Шурупова. На нём выбит горельефный портрет Брюллова, скопированный с известного бюста работы И.П. Витали. Когда истёк срок аренды участка, государство сделало денежный взнос, чтобы могила Карла Брюллова на римском кладбище Тестаччо сохранялась вечно...



Надгробие Карла Брюллова на Римском протестантском кладбище. Фото Giovanni Dall'Orto

Два последних года жизни Карла Брюллова прошли в Риме, куда он вернулся из Испании.



К. П. Брюллов. Вид форта Пику на острове Мадейра, 1850. 65×77 см. ГТГ, Москва

Брюллов был счастлив, что он снова в своей милой сердцу Италии, где сама природа располагает к творчеству и где солнце любит землю и людей больше, чем в любом другом месте. Но на протяжении этих последних лет, он постоянно тосковал о родине и мечтал ещё хоть раз в жизни увидеть русские снежные просторы. Круг русских знакомств в Риме сузился, и Брюллов с большим упорством пытался разыскать Юлию Самойлову - свою единственную любовь.



К.П. Брюллов. Портрет Ю.П Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком, 1832-1834. Музей Хиллвуд, США. 73×51 см

Но все попытки найти её были тщетны. Говорили, что графиня вскоре после приезда из России влюбилась в красавца-тенора в небольшом итальянском городке, вышла за него замуж, продала свои поместья в России и потеряла титул и русское подданство. Через год её муж умер в Венеции от чахотки. Дальше судьба её сложилась неудачно: она вышла замуж за графа Шарля де Морне, только ради того, чтобы вернуть графский титул. Умерла она в 1875 году и похоронена на кладбище Пер-Лашез.



К.П. Брюллов. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини, 1842. Холст, масло. 249×176 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В этот последний период жизни в Италии Брюллов встретился с Анджело Титтони, семья которого стала его семьей, а дом их стал его домом. Титтони был виднейшим деятелем Рисорджименто, участником революции 1848 года, соратником Гарибальди. Почти весь 1849 год он за участие в революции провёл в заключении в замке Святого ангела.
Вскоре после знакомства с Титтони Брюллов принял их предложение поселиться в римском доме Анджело на улице Корсо. А лето он проводил вместе со всей семьей Титтони на их загородной вилле в местечке Манциана. Дружба с семьей патриотов Титтони оказала сильное влияние на творчество Брюллова - появились эскизы на темы не просто из современной, но из политической жизни Италии. Под впечатлением от рассказов Анджело Титтони Брюллов написал картину с изображением революционных событий в Риме в 1846 году - вся площадь перед дворцом Квиринале залита народом, охваченным общим воодушевлением, объединенным единой надеждой и всеобщей радостью.



К.П. Брюллов. Политическая демонстрация в Риме в 1846 году, 1850. Эскиз. Холст, масло. 50×61 см

В течение полутора последних лет жизни Брюллов создал портреты почти всех членов семьи Титтони - братьев Анджело, Винченцо, Мариано, их матери Екатерины, дочери Анджело Джульетты, жены Мариано Терезы-Микеле с сыновьями. Портреты Анджело, Нины и Джульетты написаны маслом, остальные - акварелью. Пожалуй, самый выразительный из них - портрет Анджело. Но и во всех других портретах Брюллова, выполненных в те последних два года, нет и следа расслабленности, безволия, бездейственности.



К.П. Брюллов. Портрет Анджело Титтони,1850-е. Частная коллекция

После поражения революции Анджело Титтони и его брат Винченцо продолжали участвовать в антипапском подпольном движении. Они не сложили оружия до тех пор, пока после многих десятилетий борьбы освободительное движение Рисорджименто не победило и в 1871 году Рим, не стал столицей объединенной Италии.
Братьев Винченцо, Мариано и Антониони художник изобразил тоже в героической тональности.



К.П. Брюллов. Портрет Винченцо Титтони,1850-е. Частная коллекция



К.П. Брюллов. Портрет Мариано Титтони,1850-е. Частная коллекция



К.П. Брюллов. Портрет Антонио Титтони, 1852. Частная коллекция

И в портрете их матери, Екатерины Титтони, - удивительная жизненная сила, энергия, собранность.



К.П. Брюллов. Портрет Екатерины Титтони, 1850-е. Частная коллекция

А четырнадцатилетняя дочь Анджело, Джульетта, изображена героиней, подобной Жанне д’Арк.



К.П. Брюллов. Портрет Джульетты Титтони в виде Жанны д'Арк, 1852. Собрание Титтони, Рим



К.П. Брюллов. Портрет Терезы-Микеле Титтони с сыновьями, 1852

Глубина постижения характеров превращает портреты Брюллова, созданные в последние годы жизни в Италии, в своего рода исторические свидетельства, в них отражается дух времени. Все портреты словно бы заряжены зарядом могучей жизненной силы. Герои портретов Брюллова  - люди незаурядные, яркие личности. Портрет археолога Микеланджело Ланчи признан одним из шедевров брюлловского портретного искусства. Ланчи было семьдесят два года, когда Брюллов написал его портрет.



К.П. Брюллов. Портрет Микеланджело Ланчи, 1851. 61.8×49.5 см. ГТГ, Москва



К.П. Брюллов. Голова аббата, примерно 1851. Частное собрание. Санкт-Петербург



К.П. Брюллов. Портрет А.А. Абаза, 1850. 73.2×62 см. Латвийский Национальный художественный музей

Все последние работы Карла Брюллова - портреты, композиции на политические и драматические современные темы, сепии цикла "Лаццарони на берегу моря", а также наметившиеся изменения в самой манере - говорят о том, что художник вплотную подошёл к новому этапу своего творчества и мастерства. Ни в одном из образов серии сепий нет ни малейшей попытки приукрасить, идеализировать натуру.



К. П. Брюллов. В полдень. Из серии "Лаццарони на берегу моря", 1852. 22.1×18.8 см. ГТГ, Москва



К.П. Брюллов. Портрет графа П.С. Строганова,1850. 61×49 см. Тамбовская областная картинная галерея, Тамбов



К.П. Брюллов. Девушка в лесу, 1852. Собрание Титтони, Рим

Подробнее о последнем периоде жизни и творчества Карла Павловича Брюллова в Италии можно прочитать в книгах:
Галина Леонтьева. Карл Брюллов. Серия "Жизнь в искусстве". 1976
И.Бочаров и Ю.Глушакова. Карл Брюллов, 1984.

интересные образы, известные личности, Италия, Россия, живопись

Previous post Next post
Up