Поместье Уайтвик: красота по-английски.

Apr 20, 2011 23:25

Уже больше ста лет в Великобритании существует великолепный инструмент для сохранения наследия - Национальный траст: http://www.nationaltrust.org.uk/main/
Фонд, созданный когда-то несколькими энтузиастами, сейчас владеет не только многочисленными старинными зданиями и парками по всей стране, но и значительными участками береговой линии. Поместье Уайтвик в Западном Мидлендсе - один из объектов Национального траста:






Попадая в поместье, вы чувствуете себя скорее гостем дома, а не посетителем музея. Вы можете спокойно бродить по саду и по дому, почти не встречая ограничений. Дело и в том, что хранители поместья в нем живут, а не просто приходят на работу. Дом был передан фонду в 1937 году в хорошем состоянии. Более того, это был первый случай, когда стимулом для передачи поместья послужила благотворительность, а не материальные трудности владельцев. Члены семьи Мандер, понимая эстетическую ценность того, что создавалось с любовью на протяжении пятидесяти лет, мечтали сохранить этот дом.




Дом, точнее левая его часть, был построен в «староанглийском» стиле местным промышленником Теодором Мандером Уайтвиком в 1887-1888 гг. Архитектор Edward Ould использовал тюдоровские мотивы. В 1892-1893 гг. им же была пристроена правая часть дома: http://www.owlpen.com/wightwick.shtml




Время состарило деревянные детали. И ощущение древности, которое было так мило сердцу людей викторианской эпохи, сейчас полностью достигнуто:




Некоторые части здания оплетают плющ и розы:




А вокруг дома, на 7 гектарах, разбит великолепный парк:




Это - творение Томаса Моусона. План парка возник в 1904 году. Перед фасадом дома располагается регулярная часть, а за домом, примыкая к фруктовому саду, находится Розовый сад:




За стрижеными кустами прячется беседка из розовых кустов:




Впрочем, помимо роз этот садик украшают яркие сезонные цветы:







За Розовым садом высажены яблони, а на холме находятся теплицы и огород. Рядом с кабачками и артишоками вьется душистый горошек:




Есть в парке и большая лужайка, и пейзажная часть с двумя прудами:




Мы начали знакомство с Уайтвиком с парка. В дом мы вошли под вечер, когда посетителей там поубавилось…
Парк был лишь прелюдией к дому. Впрочем, находясь в особняке Мандеров, забыть о саде нельзя - из окон большинства комнат открываются прекрасные виды:




Хозяйка дома Флора, супруга Теодора Мандера, оказалась очень восприимчива к новейшим направлениям искусства своего времени. На нее произвела большое впечатление лекция Оскара Уайльда о том, каким должен быть современный дом. Флора открыла для себя искусство Уильяма Морриса, который к этому времени наладил производство мебели, тканей, ковров. Предметы для декорировки нового дома заказывались в магазинах Морриса. Уайтвик - это воплощенная в жизнь мечта о стилевом единстве в духе направления «Искусств и ремесел».




В доме есть и старые предметы, которые естественно смотрятся в интерьерах, вдохновленных воспоминаниями об искусстве Средневековья, Возрождения или Востока:







Один из интерьеров усадьбы декорирован частями фламандского гобелена XVII века:




На стенах парадных залов размещены живописные произведения прерафаэлитов. Любопытен портрет Джейн Моррис, который был начат Россетти и закончен Фордом Мадоксом Брауном. В результате доработки портрета темноволосая жена Уильяма Морриса оказалась изображена с огненно-рыжими волосами:




Самая известная живописная работа в собрании Мандеров - «Любовь на руинах» Эдварда Бёрн-Джонса. Она удивительно точно соответствует творческому кредо художника: «Под картиной я подразумеваю красивую романтическую мечту о том, чего никогда не было и никогда не будет, что освещено самым прекрасным светом и находится в таком месте, которое нельзя ни найти, ни вспомнить, а можно только лишь желать».



http://www.artrenewal.org/pages/artwork.php?artworkid=523&size=large

Уильяма Морриса и Эдварда Бёрн-Джонса объединял интерес к средневековому искусству. Они вместе совершили путешествие по готическим соборам севера Франции. Одним из результатов этого путешествия стало желание возродить искусство витража. В Уайтвике множество интересных витражей:







Это интерьер большой гостиной. Пестрые ковры в центре зала положены специально для посетителей, по ним можно ходить. Они приобретены совсем недавно. А ценные старые ковры отодвинуты к стенам. Специальных ограждений нет. Этикетки, таблички в залах есть, но в глаза не бросаются. Есть комнаты, где можно присесть на скамью, взять в руки какие-то предметы. Это принцип показа дома: сотрудники Национального траста относятся к посетителям как к гостям поместья.




На втором этаже дома располагаются комнаты для гостей:




Там же сохранено убранство нескольких детских комнат. Глядя на декоративное панно, старинные игрушки, принадлежности для учебы, любуясь видами сада из комнат второго этажа, разглядывая фотографии членов семьи, веришь, что у них было счастливое детство.




А внизу - хозяйственные помещения. Кстати, дом Мандеров был одним из первых в Англии, где появилось электрическое освещение, водопровод, центральное отопление. Кухня облицована керамической плиткой:







Мы покидали поместье Уайтвик в полном восторге. Устоять перед прекрасным магазином, где можно было найти множество сувениров в стилистике «Искусств и ремесел» не смог никто.

Уайтвик в Википедии:
http://en.wikipedia.org/wiki/Wightwick_Manor

история архитектуры, история дизайна, 19 век, 20 век

Previous post Next post
Up