Кристиан Шад и Новая вещественность

Sep 13, 2018 22:20

Оригинал взят у virginian в Кристиан Шад и Новая вещественность

Новая вещественность, (Neue Sachlichkeit) - художественное течение возникшее в Веймарской Германии 20-ых годов. Считается, что это течение объединило явления литературы и искусства пришедшие на смену экспрессионизму и ставшие его демонстративной противоположностью.

Название новая вещественность ввёл в обиход в 1925 году директор Маннгеймского художественного музея Густав Хартлауб, пытаясь определить отход молодых художников от авангарда и переосмысление ими реалистических традиций. К Neue Sachlichkeit примкнула целая когорта художников, но именно живопись Кристиана Шада стала визитной карточкой нового течения.

Портрет Марчеллы, жены художника, 1926




Кристиан Шад был баловнем судьбы, его отец был состоятельным адвокатом и первую половину жизни Кристиан не испытывал финансовых трудностей. Когда началась война и его товарищи по цеху в порыве патриотизма дружно отправились на фронт, Кристиан (видимо с помощью друзей отца) симулировал сердечную болезнь и получил белый билет. Несмотря на войну художественная жизнь в Германии продолжалась и в 1915-ом году Кристиан Шад впервые выставил свои работы на Мюнхенском сецессионе. Между тем, молох войны требовал все новых и новых жертв, Германия несла чудовищные потери во Фландрии и под Верденом, призывать начали всех подряд. Кристиан решил не риковать и уехал в Цюрих.

В Цюрихе Кристиан Шад сначала увлекся гравюрами на дереве...

Перед балетом, 1915



Автопортрет



...затем последовательно футуризмом, кубизмом, экспрессионизмом ...

Портрет Вальтера Зернера, 1916



...и в финале примкнул к движению Дада.

После окончания войны начался самый интересный период в творчестве Кристиана Шада, он вместе с другими блудными сыновьями реализма решил вернуться к истокам.

Maika, 1929



Anna Gabbioneta, 1927



Joseph Matthias Hauer, композитор и музыкальный теоретик, независимо от Шёнберга создал 12-тоновую систему композиции (додекафонию)



Ludwig Bäumer, 1927



Maria and Annunziata, актрисы из театра Россини в Неаполе, 1923



Lotte, 1927-1928



Доктор Hans Haustein

Доктор Хаустейн был известным врачом-дерматологом, одним из лучших специалистов по лечению сифилиса, но еще более известным он стал благодаря салону, который он организовал вместе своей женой Фридель. Салон стал центром бурной жизни Берлина в 20-ых. Салон посещали лучшие люди города, чтобы вкусить плодов "высочайшей интеллектуальной и эротической свободы". Гостями салона были многие знаменитости, в частности писатель Лион Фейхтвангер и нарком Анатолий Луначарский.



"Курящая тень" на стене, это Соня, любовница доктора

Соня, 1928



Судьба доктора Хаустейна была трагичной. Покончила с собой Фридель, не выдержавшая постоянных измен мужа, плоды "эротической свободы" оказались слишком ядовитыми. В 1933-ем году пришедшие к власти нацисты отбирают у доктора практику и оправляют его в тюрьму, где он кончает жизнь самоубийством приняв цианид.

Наследие доктора получило неожиданное продолжение уже в наши дни. Ученые-микробиологи, исследовавшие возникновение болезней, нашли в цюрихском архиве фундаментальную работу доктора, Die Frühgeschichte der Syphilis 1495-1498. Хаустейн исследовал в архивах Германии и Швейцарии первые упоминания о болезни. Он сомневался в господствующей тогда теории, что болезнь была завезена в Европу из Америки участниками экспедиции Колумба. Исследования доктора Хаустейна являются актуальными до сих пор.

Операция, 1929

Один из посетителей салона доктора Хаустейна был хирургом и пригласил Шада понаблюдать за операцией удаления аппендицита. Атмосфера операционной захватила художника, и он в тот же вечер начал рисовать скетчи к будущей картине.



Count St.Genois d'Anneaucourt, 1927



Фрида Корнелиус, 1928



Баронесса Вера Массилка, 1926



Автопортрет с натурщицей, 1927, знаковая картина, присутствующая на обложках всех альбомов и каталогов работ художника.



Две подруги, 1930



Ню, как без них, выбрал поприличнее, 1929

Немцы, как известно, народ точный, поэтому название картины не "Ню", а Пол-ню (Нalbakt)



Портрет англичанина (Roger Mone-Kyrle), 1926



Портрет англичанки (Lilian Kennard)), 1926



Портрет сына,



На вершине своего успеха Кристиан Шад получает заказ на портрет Папы Пия XI



В 1929-ом году грянул кризис, финансовая поддержка со стороны отца прекратилась и Шад практически перестал писать картины. Нужно было на что-то жить и художник брался за любую работу. Одно время он даже работал коммерческим директором пивоварни. Брак с Марчеллой распался, они продолжали поддерживать дружеские отношения, но в 1931-ом Марчелла тонет во время купания в море.

О жизни художника в последующие годы мало что известно. В 1942-ом он получает заказ на портреты актрис Кристины Зодербаум и Луизы Ульрих и в процессе работы знакомится с молодой актрисой Бетиной Миттельштадт, ставшей впоследствии его женой. В 1943 году во время бомбежки была разрушена его студия в Берлине, уцелели только его ранние работы. В том же году умирает его отец и Шад остается полностью без средств, их семейный дом в Мюнхене тоже разрушен бомбой.

Каким-то чудом ему удается получить заказ на копию картины Грюневальда "Штуппахская мадонна", работу над которой он закончит уже после войны.

Кристиан Шад, 1967



Кристиан Шад и Бетина, 1978



Кристиан Шад скончался в 1982-ом году, он прожил долгую жизнь, но пик его творчества неразрывно связан с культурным вихрем Веймарской республики, оказавшейся столь недолговечной...

Германия, 20 век

Previous post Next post
Up