В Лувре располагается более, чем 50 тысяч различных экспонатов, рассказывающих историю Египта, в том числе включая и артефакты Нильских цивилизаций, которые относятся к периоду с четвертого тысячелетия до нашей эры по IV век нашей эры. Это одна из самых крупных в мире коллекций, которая дает реальное представление о жизни Египта, при этом она охватывает Древний Египет, Среднее царство, Новое царство, коптское искусство, а также включает в себя римский, птолемейский и византийский периоды.
Стела царя-змеи или Гора Джеда (деталь) Саккара I династия около 3100 г до н.э. Известняк высота 143 см.
При фараонах покровителем государства становится сын Исиды и Осириса - бог света Гор. Потом его именем назовут первых царей. Третий фараон I династии напишет на погребальной стеле некрополя его титул «Царь (Гор) Джед»; украшением некрополя, напоминающим собой фасад дворца, является возвышающийся над ним сокол - покровитель и символ династии, а священная змея на стеле обозначает букву дж или слово джед.
Кинжал геббель аль-аракпериод правления Нагады II около 3300-3200гг до н.э. кремневое лезвие, рукоятка из клыка гиппопотама высота 25,5 см
Кинжал геббель аль-аракпериод правления Нагады II около 3300-3200гг до н.э. кремневое лезвие, рукоятка из клыка гиппопотама высота 25,5 см
Сражение на суше и на море, тоныщие солдаты, связанные по рукам, человек, раздавленный копытами быка. Львы, каменные бараны, собаки и жирафы, - все это сцены, запечатленные на каменных пластинках для растирания красок, которые клали в гробныцы рядом с усопшими или устанавливали в храмах.
Пластинка с изображением быка период правления Нагады II около 3150г до н.э. сланец высота 26,5см
Изображения войн или священных животных свидетельствует о том, что еще до объединения Верхнего и Нижнего Египта под абсолютной властью фараонов на берегах Нила уже существовали отдельные поселения.
Сидящий писец Саккара Древнее царство IV или V династия около 2620-2350г г до н.э. Крашенный известняк, глаза с инкрустацией из горного хрусталя и алебастра обведены медью высота 53,7 см.
Письменности принадлежит привилегированное место в культуре Древнего Египта, так как с ее помощью передавались послания фараонов. « будешь владеть словом и станешь триумфатором, ведь язык - меч владыки! Слова имеют большую ценность, чем любые битвы, пишущего нельзя застать врасплох», - наставлял фараон Хети своего сына. Должность писца, будь то простой писарь или высокий сановник была очень почетна.
Стела Нефиртиабет Гиза Древнее царство IV династия около 2590 г до н.э. Крашенный известняк, 37,5х52,5 см.
Стела Нефиртиабет (Деталь) Гиза Древнее царство IV династия около 2590 г до н.э. Крашенный известняк, 37,5х52,5 см.
Стела Нефиртиабет (Деталь) Гиза Древнее царство IV династия около 2590 г до н.э. Крашенный известняк, 37,5х52,5 см.
Стела Нефиртиабет (Деталь) Гиза Древнее царство IV династия около 2590 г до н.э. Крашенный известняк, 37,5х52,5 см.
Считалось, что надписи, наделенные магическими свойствами, обеспечивали усопшего всем необходимым ему в загробном мире.
Большой сфинкс Танис Среднее царство XII династия около 1850 г до н.э. розовый гранит, высота 183см
В каком бы образе не появился фараон, а он может принять вид сфинкса или лежащего льва с головой человека, может предстать в своем собственном облике молящимся или преподносящим дары божеству, может явиться ловцом птиц или охотником на гиппопотамов в болотистых низинах Нила, он в любом случае вездесущ. Его присутствие и божественная избранность, освящающие религиозные службы и обряды в храмах, отразились в росписях и барельефах погребальных сооружений.
Ригель с фараоном Сезострисом III Фараон преподносит хлеб богу войны Монту Медамул Среднее царство XII династия около 1878-1843г г до н.э. известняк , высота 106см
Гиппопотам Начало среднего царства около 2000- 1900 г до н.э. египетский «фаянс» (крупицы расплавленного кварца, покрытого глазурью) , высота 12,7см
Колоссальная статуя Эхнатона (деталь) Амарна Новое царство XVIII династия около 1365-1349г г до н.э. крашенный песчаник , высота 137см
Придя к власти, Аменофис IV вносит существенные изменения в политические и религиозные устои государства. Он отказывается от поклонения богу Амону, устанавливая культ бога солнца Атона, дающего свет и воздух земле. Сам фараон принимает имя Эхнатон - «Угодный солнечному диску» и уезжает из Фав в Амарну, созданную новыу столицу Египта.
Статуэтка Эхнатона и Нефертити Амарна Новое царство XVIII династия около 1365-1349г г до н.э. крашенный известняк, высота 22,5см
Эхнатон вносит новые принципы в искусство, предписывая художникам приблизиться к натуралистическому изображению человека, подчеркнуть его физические недостатки, более полно выразить мир его переживаний и чувств, таких, например, как нежность супружеских переживаний.
Статуя Нефертити(?) Амарна Новое царство XVIII династия около 1365-1349г г до н.э.красный песчанник, высота 29см
Ложечка для румян «Пловчиха» Новое царство XVIII династия около 1400 г до н.э. дерево длина 29см
Сцена психостасии: взвешивание сердца умершего (деталь) «Книга мертвых» (свод мaгичeских зaклинaний, включaвший болee 180 глaв.) Новое царство XVIII династия около 1500-1400г г до н.э.погребальный папирус
«Эти столь разнообразные по форме и столь противоречивые по своему графическому изображению символы являются тем не менее знаками, служащими для записи целого ряда имеющих точный и последовательный смысл идей, и представляют собой таким образом, настоящую письменность», писал Шампольон в 1824г
Богиня Хатор и фараон Сети I долина царей, гробница Сети I Новое царство XIX династия около 1303-1290 г до н.э. крашенный известняк 226х105см
Богиня Хатор и фараон Сети I долина царей, гробница Сети I (деталь) Новое царство XIX династия около 1303-1290 г до н.э. крашенный известняк 226х105см
Французский египтолог сумел установить различия в употреблении иероглифов: идеограммы обозначают предметы, действия и идеи; фонограммы выражают звуки, состоящие из двух и более согласных, детерминативы уточняют смысл слов. Писали без знаков препинания, без заглавных букв и без промежутков между словами.
Погребальная стела Таперет XXII династия около 900-800 г до н.э. крашенное дерево 31х29см
Погребальная стела Таперет (деталь) XXII династия около 900-800 г до н.э. крашенное дерево 31х29см
Погребальная стела Таперет (деталь) XXII династия около 900-800 г до н.э. крашенное дерево 31х29см
Подготовка к жизни в загробном мире была главной заботой любого египтянина. На саркофагах, стелах и стенах погребальных сооружений запечатлены ритуалы перехода в другой мир, магические заклинания, сцены погребения и воскресения мумий, а также сцены повседневной жизни после смерти и молитвы, обращенные к божествам, например, к богу Ра-Гарахути - «Солнцу в зените», изображавшемуся человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском. При этом не забывали поставить себя и под покровительство глаза Гора.
Саркофаг хранителя печати Именеминета (нижняя часть саркофага и крышка) XXV-XXVI династии около 700-600 г до н.э. дерево с покрытием под мрамор, раскрашенное высота 188см
Саркофаг хранителя печати Именеминета (нижняя часть саркофага деталь) XXV-XXVI династии около 700-600 г до н.э. дерево с покрытием под мрамор, раскрашенное высота 188см
Саркофаг хранителя печати Именеминета (крышка, деталь) XXV-XXVI династии около 700-600 г до н.э. дерево с покрытием под мрамор, раскрашенное высота 188см
Саркофаг хранителя печати Именеминета (крышка, деталь) XXV-XXVI династии около 700-600 г до н.э. дерево с покрытием под мрамор, раскрашенное высота 188см
Христос и аббат Мена монастырь в Баунте VIIв темпера, дерево 57х57см.
Жителей земель фараона греки называли «айгуптиои». От этого слова появился термин «копты», который обозначал культуру и письменность египтян, принявших христианство. Со временем эта страна, завоеванная в 333г до н.э. Александром македонским, окончательно потеряет свою независимость и станет эллинистической. В 31гдо н.э. в битве при Акции октавиан Август одержит победу над царицей Клеопатрой и страна перейдет в собственность Римской империи, затем Византия и, наконец, в 641г станет мусульманской.
Погребальный портрет молодой женщины или «фаюмский портрет». Антиноя, римско-египетское искусство II(?) роспись восковыми красками по дереву.
Погребальный портрет молодой женщины или «фаюмский портрет». (деталь) Антиноя, римско-египетское искусство II(?) роспись восковыми красками по дереву.
"Ваша прогулка по Лувру живопись, графика, скульптура, прикладное искусство" составитель текста Валери Меттэ Издательство ART LYS, Версаль 1997г.