Оригинал взят у
galik_123 в
Судьба наследия и наследников Зинаиды Волконской Неизвестный художник. Портрет Зинаиды Волконской. Масло. Рим, собрание С. Расковича
Начало. Русский клуб княгини Зинаиды ВолконскойСудьба архива и коллекции произведений искусства из итальянского наследия Зинаиды Александровны Волконской довольно драматична. Богатейший архив Волконской, в котором находились автографы многих выдающихся деятелей русской культуры, был распродан. После кончины Волконской, кроме личного архива, осталось огромное количество картин и скульптур, разошедшихся в частные коллекции.
Наследником княгини был Александр Никитич (1811-1878), единственный сын князя Никиты Григорьевича и княгини Зинаиды Александровны. Он родился в Петербурге 18 ноября 1811 года.
Баттистели с оригинала К. Каневского. Портрет А.Н. Волконского. Литография. Рим, академия деи Линчеи
Был у княгини и приёмный сын. Зинаида Александровна усыновила мальчика-сироту, подобранного на улице в Лондоне, и дала ему имя Владимир Павей.
В 1817 году княгиня вернулась в Россию, чтобы дать сыновьям хорошее воспитание и основательное образование. Иезуит Доминик Шарль Николь, превосходный воспитатель, который с 1793 года постоянно жил в Петербурге, открыл свой знаменитый пансион, в котором получали образование отпрыски благородных семей, среди которых были и будущие декабристы. Но Зинаида хотела лично заниматься обучением сыновей под руководством лучших преподавателей. По просьбе княгини аббат Николь подготовил педагогический план, рассчитанный на 12 лет, в основе которого лежал спартанский стиль жизни: гимнастика, прогулки на открытом воздухе, молитва, помощь нуждающимся, обучение и простая пища.
Получив прекрасное домашнее воспитание, сын Зинаиды Александровны продолжил образование в Московском университете. Он сделал блестящую карьеру, был русским посланником в Дрездене, Неаполе и Мадриде, издал исторический труд «Рим и Италия средних и новейших времен», а также сочинения своей матери на русском и французском языках. По воспоминаниям современников, Александр Никитич, как и мать, любил искусство и литературу, его отличала редкая доброта, душевная деликатность в отношении с людьми. Он скончался в отставке, в Риме, 2 апреля 1878 года. Князь А.Н. Волконский всю жизнь оставался православным, но благодаря матери пользовался доверием в католических кругах, что помогало ему осуществлять дипломатические контакты между Россией и Папским престолом.
Неизвестный художник. Портрет А.Н. Волконского. Литография. Рим, академия деи Линчеи
Князь Александр Никитич был женат на баронессе Луизе Леопольдовне фон Лилиен, умершей ещё раньше - 1 февраля 1871 года. Оба похоронены вместе с их единственной дочерью Зинаидой, скончавшейся в малолетстве, в Риме на кладбище, называемом Кампо Верано, что при соборе св. Лаврентия Загородного, в фамильной часовне, освященной совместно отцом архимандритом Александром, настоятелем русской посольской церкви, и отцом Чезаре Кондини, духовником княгини Луизы. В этой часовне Волконских-Кампанари, быть может впервые, мирно сошлись благословения обеих церквей.
Неизвестный художник. Княгиня Луиза Леопольдовна Волконская, ур. фон Лилиен (1807-1871) с дочерью Зинаидой (1849-1853).
Рано потеряв дочь, всё своё состояние, как в России, так и в Италии, Александр Никитич оставил приёмной дочери Надежде (1855-1922), вышедшей замуж за итальянского маркиза Владимира Францевича Кампанари (ум. 1931). Маркиз оказался очень разгульным и ненадежным человеком, промотавшим богатства, вывезенные Волконскими из России в Италию.
Неизвестный художник. Портрет Надежды Васильевны Ильиной-Кампанари (1855-1923). Масло. Тула, Областной художественный музей
Итак, наследство вместе с архивом и художественной коллекцией Волконской после смерти Надежды перешло к маркизу Кампанари и четырём детям. Маркиз совсем не дорожил наследием Волконской. Римская вилла была продана итальянскому государству в 1922 году, т.е. в год смерти Надежды Васильевны Кампанари. Когда виллу выставили на продажу, каждый, кто приходил, брал себе на память картину, статуэтку или старинное кресло. Кое-что разошлось по рукам среди случайных людей, кое-что хранят потомки Надежды Васильевны, разбросанные по всему свету.
Тарелки с видами Павловска и Тульского имения Влоконских Урусово из сервиза А.Н. Волконского. Фарфор. Италия, собрание А. Кампанари
Многие антикварные вещи и картины, находившиеся в доме, пропали, а большая часть архива оказалось в руках перекупщика-антиквара Леммермана, который через несколько лет выгодно продал архив Волконской Гарвардскому университету в США. Автографы Пушкина, Гоголя, Глинки, Мицкевича, Тургенева, Григоровича, Александра I, а также самой З.А. Волконской целиком перешли в Гарвард. Вместе с ними в Гарварде теперь находятся сотни других реликвий русской и мировой культуры.
Предметы, оказавшиеся у Леммермана, почти полностью были распроданы с молотка римским отделением английской фирмы Кристи. После аукциона некоторые русские портреты из коллекции Волконской оказались у Саво Расковича - серба по происхождению, давно проживающего в Италии. У Расковича в 90-х годах были портреты работы художников русской и иностранной школ: Зинаиды Александровны и Никиты Григороьевича Волконских, сестры Зинаиды Александровны - Марии Александровны Власовой, свекрови - княгини Александры Николаевны Волконской, русских царей Петра I, Петра III, Екатерины II, Павла I, Александра I.
Среди живописных работ, перешедших к С. Расковичу, портет М.А. Власовой, рано овдовевшей и практически посвятившей всю жизнь блистательной сестре.
А.Ф. Ризенер. Портрет М.А. Власовой. Масло. Италия, собрание С. Расковича
На обратной стороне овального портрета маслом свекрови Зинаиды Александровны - А.Н. Волконской, перешедшего С. Расковичу, по металлу выцарапана надпись, сделанная кем-то из детей декабриста Г.С. Волконского, что портрет был в тюрьме и ссылке при отце.
Неизвестный художник. Портерт А.Н. Волконской. Масло. Рим, собрание С.Расковича
Манера Рокотова угадывается в живописи изображения Екатерины II из коллекции Расковича, которое в определённой мере повторяет известный коронационный портрет царицы кисти этого же художника в Третьяковской галерее.
Ф.С. Рокотов (?). Портрет Екатерины II. Масло. Рим, собрание С. Расковича
Следующий портрет был продан С. Расковичем в Англию, а в 1989 году вернулся к нам на родину. Он был передан в дар нашей стране лордом Гаури во время визита в Англию М.С. Горбачёва.
Ф.С. Рокотов (?). Портрет великого князя Петра Фёдоровича. Масло. Санкт-Петербург, ГРМ
Однако купленные Расковичем картины были лишь каплей в море среди огромного количества, оставленных Леммерманом и распроданных на римском аукционе. Римский аукцион был настоящим бедствием для русского историко-художественного наследия. Вот два парных портрета из другой частной коллекции.
Ф. Лидер. Портрет Н.Г. Волконского. Масло. Италия, частное собрание
Ф Лидер. Портрет З.А. Волконской. Масло. Италия. частное собрание
Один портрет, приписываемый кисти Кипренского, был куплен швейцарским коллекционером, и его следы затерялись. На портрете изображён приёмный сын З.А. Волконской - Владимир Павей. Его подобрали в 1815 году на мостовой в Лондоне, где тогда пребывала княгиня. Отсюда и его фамилия Павей (от французского pave, т.е. мостовая). Княгиня увидела в подкидыше будущего товарища по детским играм своего сына, поскольку они были одногодками. Мальчик рос и воспитывался в доме княгини.
Владимира Павея связывали дружеские отношения с Н.В. Гоголем. Павей продолжал, по-видимому, жить в доме Волконской и после отъезда в Александра Никитича в Россию в 1832. Он обладал практической сметкой и выполнял у Зинаиды Александровны роль своего рода управляющего делами, руководил в начале 30-х годов работами по перестройке виллы близ собора Сан Джванни ин Латерано, ездил несколько раз в Россию, чтобы привести в порядок имение княгини, переписанные на имя сына. Позднее приёмный сын Волконской был известен как кавалер Павей и служил в папской гвардии.
Судя по возрасту Владимира Павея на портрете Кипренского он позировал художнику незадолго до отъезда Александра Никитича из Италии, когда юноше было лет двадцать. Перед расставание сверстников княгиня могла заказать портреты с обоих сыновей...
О.А. Кипренский. Портрет Владимира Павея. Масло. Швейцария. Частное собрание
Судьба Палаццо Поли, где долгие годы жила княгиня, такова. В конце XIX века, когда прокладывалась нынешняя римская улица дель Тритоне, Палаццо Поли был разрушен, и на его месте соорудили новый дом в стиле тогдашней эклектичной архитектуры. Сохранилась только одна стена палаццо, из которой вырывается колесница Нептуна - главная скульптурная группа фонтана Треви.
Вилла Волконской, в честь которой названа возникшая у её стен площадь, сохранилась до наших дней. После её продажи она стала резиденцией министра иностранных дел Италии, а позже резиденцией английского посла в Италии. В настоящее время вилла также используется для проведения семинаров, встреч и других мероприятий, таких как ежегодное празднование дня рождения королевы, национального праздника Великобритании. В год 225-летия со дня рождения русской княгини (2015 г.) на вилле Волконской появился Римский музей античности.
Это сообщение подготовлено по материалам книги "Итальянская Пушкиниана" историков И.Н. Бочарова и Ю.П. Глушаковой, в которой в частности рассказывается о поисках авторами утраченного наследия княгини Волконской в течение многих лет в Италии и в других странах. Авторы лично встречались с наследниками по линии Кампанари, со второй женой маркиза Пией, с колекционером сербом С. Расковичем, у которого оказались многие картины из коллекции Волконской, изучали материалы Гарвардской коллекции. Иллюстрации - из этой же книги.
Кроме того, использованы источники:
https://www.kommersant.ru/doc/1981894На вилле княгини Зинаиды Волконской открыт музей античностиЗинаида Волконская. Неопубликованные материалы из итальянских архивов