Лирический пейзажист Станислав Жуковский

Feb 07, 2017 14:48

Оригинал взят у galik_123 в Лирический пейзажист Станислав Жуковский


С.Ю. Жуковский. Интерьер комнаты, 1910-1920

Две картины на выставке в Музее русского импрессионизма напомнили о художнике, который после Левитана стал одним из самых известных пейзажистов, работавших в импрессионистской манере. Он гордился тем, что его называли русским импрессионистом, но не любил, когда его работы сравнивали с полотнами французских художников. Станислав Юлианович Жуковский считал, что русскую природу надо писать по-русски.
"Моне, Сезанн и другие - прекрасные и очень искренние художники, - говорил он. - Но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя ее под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным".

Свой "Осенний лес" он написал, скорее всего, в Тверской губернии, куда  каждый год выезжал на пленэры. Осень Жуковский изобразил пышной, роскошной, несмотря на грядущее увядание.



С.Ю. Жуковский. Осенний лес, 1911

Станислав Юлианович Жуковский (1875-1944) родился в селе Ендриховцы Гродненской губернии в семье польского аристократа, лишенного прав и владений за участие в польском восстании 1863 года. Отец будущего художника после подавления восстания стал замкнутым и нелюдимым. Успехи сына в живописи вызывали настоящий гнев у него. Мальчика поддерживала только заботливая мать. Блестяще образованная аристократка, в юности она училась в Париже. И своим детям прививала не только любовь к рисованию, но и к иностранным языкам, музыке.
Вопреки воле отца в 17 лет Станислав уехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В.А. Поленов и И.И. Левитан, а учителями известные тогда педагоги: Сергей Коровин, Леонид Пастернак, Абрам Архипов. В студенческие годы Станислав Жуковский не знал неудач и разочарований. Выставки с его работами открывались одна за другой, картины покупались известными коллекционерами. С 1895 года участвовал в выставках передвижников. В 1897 году произошло еще одно очень важное событие в личной жизни художника - женитьба на ученице училища Александре Александровне Игнатьевой.



С.В. Малютин. Портрет художника С.Ю. Жуковского, 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В живописи Жуковского доминировали лирические пейзажи, вначале сдержанные, строгие по тону ("Весенняя вода", "Лунная ночь"), затем все более яркие, красочные, импрессионистические ("Мартовский вечер", "Плотина"). Жуковский стремился воплотить в них всю красоту жизни, неповторимость каждого ее мгновения. Писал всегда с натуры, работал очень быстро, вдохновенно.



Весенняя вода, 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1899 году его картина "Лунная ночь" была приобретена в собрание Третьяковской галереи. К началу XX века Жуковский стал одним из самых известных в России пейзажистов импрессионистического направления. Участвовал в выставках "Мира искусства". Жил преимущественно в Москве. В 1907 году Жуковский открыл в Москве художественную школу, в которой сам и преподавал более 10 лет. Школа была двухгодичной и давала начальное художественное образование. Cреди учеников Жуковского был и поэт-бунтарь Владимир Маяковский, и выдающийся театральный художник И.И. Нивинский.



Лунная ночь, 1899. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник много ездил по Средней полосе России, изучая старинные русские усадьбы.



Под вечер. В заброшенной усадьбе. 1897. Холст, масло. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

"Пора перестать ездить за модами в Париж, пора стряхнуть с себя вековую рабскую зависимость, пора иметь свое лицо… Пора бросить раскрашивать русскую поэтическую, скромную природу в синьку и медянку, а русского человека в мулата с острова Таити… Нам это не идет, как не идет цилиндр Маяковскому и золотой лорнет Бурлюку!" -  призывал своих друзей-художников Станислав Жуковский к поиску собственной, индивидуальной манеры.



Лунная ночь зимой, 1901. Кировский областной художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых

В середине 1900-х годов манера письма становится становится немного другой: краски - более яркими, мазок - более четким и энергичным. Особенно известны его усадебные мотивы - пейзажные и интерьерные ("Осень. Веранда", "Поэзия старого дворянского гнезда", "Радостный май").



Мартовский вечер, 1904. Холст на фанере, масло. Частное собрание

Приёмы импрессионизма художник использовал, чтобы сделать свои полотна более лиричными.



Храм Рождества Богородицы. Звенигород, 1904. Холст, масло. Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

Как живописец Жуковский достиг совершенства в усадебно-пейзажном жанре, в его картинах всегда сохранялись простота и реалистичность.



Утро (Осень в усадьбе), 1906. Холст, масло. Частное собрание

К 1910-м годам в творчестве Жуковского сложились любимые тематические циклы: "чистый" пейзаж, архитектурный, точнее, усадебный пейзаж и интерьер. Часто в одной картине переплетались элементы всех этих жанров. Для картины "Печальные думы" позировала первая жена - А. А. Жуковская.



Печальные думы. 1907. Холст, масло. Ярославский художественный музей

Тема усадьбы для Жуковского имела свою притягательную силу. Может быть, память об утраченном уютном доме заставляли художника обращаться к этому любимому мотиву. Недаром Жуковского называли певцом русской усадьбы.
"Я большой любитель старины, в особенности пушкинского времени...", - говорил о себе Жуковский.



Интерьер. 1910-е. Холст, масло. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



Интерьер библиотеки помещичьего дома. 1910-е. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан



Праздник весны. 1911. Холст, масло. Частное собрание



Осенний лес, 1911



Осень. Веранда, 1911. Холст, масло. Государственный Русский музей



В старом доме, 1912. Холст,масло. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева



Поэзия старого дворянского дома, 1912. Холст, масло. Государственный Русский музей



Радостный май, 1912. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея



В старой аллее. 1913. Холст, масло. Частное собрание

Весной 1916 года Жуковский работал в имении Рождествено в Звенигородском уезде Московской губернии. Во второй половине 1916 года Жуковский писал интерьеры в имении Брасово, в то время принадлежавшем великому князю Михаилу Александровичу. Интерьеры имения Брасово по праву считаются блестящим образцом этого жанра.



Большая гостиная в Брасове. 1916. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва

Вторая половина 1910-х годов - период расцвета в творчестве Жуковского. Художник много работал, много выставлялся, его имя не сходило со страниц журнальных и газетных статей, присутствие новых его работ в значительной мере определяло успех выставок, на которых они экспонировались. Определенную роль в эмоциональном подъеме Жуковского в этот период сыграл роман с ученицей его студии, молодой красавицей Софьей Павловной Кваснецкой, который завершился разводом с Александрой Жуковской и новым браком в 1917 году.



Портрет С.П. Жуковской, 1916. Холст, пастель. Частное собрание

Революцию Жуковский встретил без особого энтузиазма, однако пытался приспособиться к новому для себя образу жизни. Работал в московской Комиссии по охране памятников искусства и старины, был членом Коллегии художников при Государственной Третьяковской галерее. Участвовал в обследовании частных художественных собраний с целью отбора произведений живописи для музеев. Какое-то время работал художником-декоратором и режиссером-постановщиком в театре в Вятке. Организовал и провел две персональные выставки. Его пригласили к сотрудничеству в Отделе пластического искусства комиссии "Красоты Москвы". Вскоре он занялся разработкой планов и проектов улучшения внешнего вида Москвы, вопросами ее благоустройства, и даже стал членом жюри по оценке советских денежных знаков.



Летнее утро. Усадьба Рождествено, 1918. Холст, масло. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

Но его искусство оказалось ненужным новой России. И в 1923 году он переехал в Польшу, где продолжал плодотворно работать как живописец.



Перед маскарадом (Портрет жены), 1923. Холст, масло. Национальный музей в Варшаве

В новую, по началу очень успешную, жизнь художника в середине 30-х внёс свои коррективы тяжелейший экономический кризис. Узнав о том, что его картины не находят сбыта в Польше, первая жена художника, Александра Жуковская, используя старые связи, продала в Советском Союзе через закупочную комиссию двенадцать его картин и пыталась убедить его в необходимости вернуться, тем более, что, живя в Варшаве, Жуковский долго сохранял советское гражданство.



Колея на снегу, 1928. Холст, масло. Частная коллекция

И.И. Бродский и другие друзья художника уговаривали Жуковского вернуться в СССР, но он оставался в Польше. Тем временем Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война. Во время оккупации Жуковский оставался в Варшаве. В августе 1944 он был арестован при подавлении Варшавского восстания против фашистских оккупантов и погиб в концлагере в Прушкуве близ Варшавы. Большинство его картин пропали во время этого восстания.



Вид из окна, 1936. Холст, масло. Частная коллекция

Станислав Юлианович Жуковский всего несколько месяцев не дожил до 17 января 1945 года, когда советские войска совместно с Войском Польским освободили Варшаву и вернули независимость Польше.



Жуковский С.Ю. и Жуковская А.А. 1921

русская традиция, Россия, живопись, выставки

Previous post Next post
Up