Выставка "Сокровища культурного наследия Узбекистана". Часть 3. Сюзане

Dec 20, 2016 00:03

Оригинал взят у ktaara в Выставка "Сокровища культурного наследия Узбекистана". Часть 3. Сюзане



Сюзане. Ташкент, нач. ХХ в. Хлопок

Часть первая (ляганы).
  Часть вторая (глиняная игрушка).

С все той же черепашьей скоростью продолжаю рассказ о выставке "Сокровища культурного наследия Узбекистана", проходившей в сентябре в Музее декоративно-прикладного искусства. На ней, помимо всего прочего, экспонировалось несколько сюзане.
  Сюзане (So'zana) - традиционная восточная декоративная ручная вышивка. Этот вид прикладного искусства является древнейшим способом украшения тканей. Кроме сюзане, вышивкой украшались одежда, мелкие бытовые предметы, а также отдельные части конского убора. Таджикское слово «сюзан» - «игла», вошло в корень слова «Сюзани» (игольное, шитое иглой), и означает в обобщающем смысле «крупную декоративную вышивку». Эти своеобразные настенные панно обычно вешаются на стенах внутри жилых помещений. Сюзане отличаются яркими и богатым красками, разнообразными по стилям узорам. В разных районах, вышивки отличаются многими стилевыми приемами: орнаментом, композицией, колоритом. (с)
  К сожалению, я каким-то образом умудрилась не сохранить файлы, в которых были таблички с подписями к каждому из сюзане, представленному на выставке. Это настолько вышибло меня из колеи, что рассказ был отложен еще на месяц. Но потом я решила, что было бы обидно не показать вам эту красоту миллиона стежков : ))



Сюзане. Кашкардарья

Основные школы вышивки окончательно сложились в Узбекистане к 19 веку. Выделяют ташкентскую, нуратинскую, бухарскую, шахрисябзскую, самаркандскую, и ферганскую школы, впрочем, деление это довольно относительное, поскольку современное искусство сюзане все более подвержено смешению узоров, способов вышивки и использованию современных материалов.



Сюзане. Шахрисябз. Шелк на шелке

Я еще очень путаюсь в школах вышивки, но Шахрисябз я узнала бы из тысячи : )) К этому полотнищу я бежала через два зала с нечленораздельными завываниями, чем изрядно напугала смотрительниц. Старинная работа, фантастически красивая.



Процесс создания рукотворного произведения, можно разделить на два основных этапа: собственно само вышивание и рисование - нанесение узоров. Причем рисование узоров - является ключевым в процессе создания сюзане как искусства. Рисовальщицам необходимо помнить «историю» узоров не только тех, которые они помнят и создают в данное время, но и узоры на тканях сделанных для их собственного приданного. Дело в том, что традиционно сюзане изготовлялось молодыми девицами в процессе подготовки к предстоящей собственной свадьбе. Это могло занимать многие годы, и все те узоры, которые они вышивали на этих сюзане, предавались «по наследству» от матери к дочери.
  Роль сюзане в свадебном ритуале велика. По старинной традиции, панно вначале развешивались в доме невесты и после первого свидания невесты и жениха, развешивались в отдельной комнате дома жениха. Они украшали это помещение обычно долго, но со временем некоторые вышивки снимались и складывались в сундук, оставляя лишь одну-две вышивки сюзане. Кроме свадеб, сюзане изготовлялись и для обряда обрезания. (с)



Процесс нанесения рисунка на светлую ткань в старину производился самодельными чернилами из сажи. Для темных тканей использовали светлую глину (иногда с добавлением патоки). Рисовали камышовым пером или заостренной палочкой. Сейчас же мастерицы используют авторучки и карандаши. В отличие от европейского рисования, самаркандские рисовальщицы сюзане начинают свой рисунок с мелких узоров, начиная с частностей и переходя к целому. Манера и стиль рисования в каждом регионе и у каждой рисовальщицы разные. (с)
Искусство создания сюзане ценилось очень высоко. Умение девушки вышивать повышало выкуп за невесту в несколько раз. А рисовальщицы вообще были освобождены от всей домашней работы, включая присмотр за детьми.



Сюзане. Бухара.

Бухарские сюзане поистине считаются одними из самых красивых в Центральной Азии. Отличительной особенностью бухарской вышивки является использование тамбурного шва. Богаты узоры и композиционное исполнение бухарских изделий. Чаще всего в орнаменте бухарских сюзане встречается замкнутая композиция с выделением центра и углов, при этом основным мотивом является круглая розетка. Розетка может быть представлена при этом в разном варианте. (с)



Сюзане. Бухара.

Каждый узор и завиток несет в себе определенное значение. Зная суть каждого элемента, можно без труда читать целые вышитые послания. Обычно это пожелания богатства и многочисленного потомства, но рассказывают, что жены заключенных в лагеря, передавая своим мужьям сделанные своими руками платочки и полотенца, могли сообщать им основные новости о событиях в семье, вышивая особыми узорами слова и даже целые фразы.



Сюзане. Бухара.

Если очень детально изучить сюзане, то в каждом из них мы обнаружим, незаконченный участок. Это делается для того, чтобы показать преемственность традиции - молодая невеста, став женой, может закончить работу так, как она сама пожелает (но обычно все же не заканчивают, из-за суеверного страха завершить дела своей жизни раньше времени).



Еще стоит упомянуть о специальных "ловушках для нечисти" - узорах с намеренно допущенными ошибками. Как и во многих странах в Узбекистане существует поверье, что если шайтан увидит какую-то неточность или неверное количество элементов на вроде бы симметричной композиции, он "застрянет" в вышивке и будет вечно пересчитывать элементы, а они постоянно не будут у него сходиться... В общем, шайтан тот еще перфекционист, как я посмотрю ; ))



На изготовление большого сюзане иногда уходит по нескольку лет, поэтому вышивать приданое девочкам начинают тогда, когда они еще очень маленькие. Это огромная и кропотливая работа. В качестве основы берется хлопок или же шелк. Узоры вышиваются шелковыми, шерстяными нитями или же покупными мулине. До сих пор в некоторых селеньях нити для вышивки окрашивают вручную подручными красителями.
  Кстати, лично мне гораздо больше нравятся сюзане с хлопковой основой. Они такие основательные, плотные. "Шелк на шелке", конечно, прекрасны, но для меня чересчур уж легки : ))



Сюзане. Ташкент.

Вышивка Ташкентских мастериц отличается весьма своеобразным стилем. Здесь существует два вида крупных декоративных вышивок - это паляк и гулькурпа. Основным мотивом паляка являются большие темно-красные круги, плотно заполняющие поверхность ткани. Гулькурпа (цветочное одеяло) украшается растительным орнаментом. Мотивы стилизованных звезд, солнца, цветов - все это обязательно присутствуют в создании орнамента как паляка, так и гулькурпы. (с)
  Здесь мы видим вышивку паляк. А гулькурпа чаще всего вышивалась на покрывале, которым застилали постель новобрачных.



Сюзане. Самарканд.

Самаркандская вышивка берет начало с искусства древней Согдианы. Самаркандские изделия, в отлмчме от Нураты и Бухары, имеют более крупные и лаконичные детали рисунка. При этом важна четкость узоров. Основной Самаркандский мотив - круглая розетка малиновых тонов, окруженная лиственным кольцом. (с)



Сейчас на продажу привозят довольно много сюзане совершенно разного уровня мастерства вышивальщиц. Так что при желании каждый может иметь у себя такое рукотворное чудо : )) Разве что с видом определиться (я вот о шахрисябзском все мечтаю) и выбрать подходящие для себя узоры-пожелания. Конечно, лучше бы с самого начала для себя его делать, но тогда стоит научиться искусству у местных мастериц да посидеть над полотном пару-тройку лет ; ))

символика, Восток, выставки

Previous post Next post
Up