Супрематические вышивки артели "Вербовка"

Jun 15, 2016 16:44

Кто внёс беспредметное искусство в декоративно-прикладную область?
Если считаете, что сам Каземир Малевич или его ученики, работавшие над агитфарформ, то Вы ошибаетесь!

Стремительно рождающемуся российскому авангардизму народные промыслы были интересны с самого начала. Например, немало узоров для вышивок есть у Гончаровой, она показывала их на выставках вместе с другими картинами.



Наталия Гончарова. Весенний павлин (стиль русский вышивки). 1911.


Интерес к народному искусству тогда был высок. Собирались предметы народного искусства, спонсировали археологические раскопки, организовывались выставки и открывались музеи. Вспомним только княгиню Тенишеву и Наталью Шабельскую - удивительных женщин того времени.



Наталья Михайловна Давыдова происходила из древнего украинского рода Гудым-Левковичей. Получила художественное образование в Киевском училище, где училась вместе с Александрой Экстер, Александром Архипенко, Сергеем Ястребцов (Сержем Фера) и другими выдающимися мастерами.
Став женой Дмитрия Львовича Давыдова, племянника П. И. Чайковского, Наталья вместе с мужем переехала в Вербовку. Их дом был всегда открыт для людей искусства: художников, музыкантов, поэтов, которые были здесь желанными гостями, независимо от политических и национальных предпочтений.



Усадьба с селе Вербовка Л.В. Давыдова. 1876. (Собрание Т.А.Себенцовой)

В 1900 году Наталья Михайловна основала в селе Вербовка мастерскую народной вышивки (артель художественного труда) по возрождению, развитию и адаптации к современности украинских народных вышивок. В ней работало около тридцати вышивальщиц.



Черниговские вышивальщицы за работой

Вместе со своей подругой Александрой Экстер Наталья Михайловна изыскивала старинные образцы крестьянских вышивок, предметы ткачества, литургическое шитье. Найденные материалы изучались, классифицировались и служили крестьянкам Вербовки образцами для дальнейшего творчества. Вышивались сумки, пояса, подушки, коврики, шарфы. До нашего времени сохранились лишь единичные экземпляры, являющиеся необыкновенной редкостью даже для музейных собраний.



Александра Экстер

Когда в 1914 году артель в Вербовке по просьбе Натальи Михайловны возглавила Александра Экстер и стала её художественным руководителем, вышивальная мастерская превратилась в поле осуществления авангардистских концепций. Получилось удивительно: наиболее традиционная сфера искусства тесно сплелась с самой экспериментальной.

"И вот в ноябре 1915 года Давыдова и Экстер устроили в Москве в галерее Лемерсье выставку «Современное декоративное искусство Юга России». Там и познакомились с ними Малевич и другие художники его круга, и хотя ни шарфов, ни подушек с супрематическими орнаментами мастерицы к показу вышить не успели, на выставке было представлено три его проекта. Это супрематические композиции, взятые с тех самых полотен, которые месяц спустя будут выставлены на знаменитой выставке открывшей супрематизм - «0,10».



Так вот и состоялся дебют супрематизма - среди работ украинских вышивальщиц, помещённый в те же поля, где вырос и сам Казимир. Правда и то, что его проекты не похожи на остальные декоративные экспонаты, например, на пышные и экспрессивные работы по эскизам Экстер. Но нам важна та лёгкость, с которой Малевич поспешил показать супрематизм не в «серьёзном» искусстве, а среди вышивок. Это не имело значения, такова была сила концепции. И ещё - тот факт, что Малевич легко дал свои работы для выставки орнаментов, свидетельствует: он стремился не скрыть супрематизм от всех, чтобы его никто не увидел до выставки, - а, наоборот, как можно скорее раскрыть и тем застолбить своё изобретение.



Ко второй выставке мастерской, которая прошла в декабре 1917 года, было готово более четырёхсот образцов супрематической вышивки гладью и аппликациями, преимущественно на шёлке. Чего там только не было: ленты, коврики-гобелены, полотенца, скатерти, шарфы, наволочки-чехлы для подушек, халаты, сумки, даже веера и ширмы. Супрематические композиции служили орнаментом, то есть - вроде принтов - накладывались на изделия сверху, не меняя их кроя. Критика ухватилась за «Вербовку».

«Беспредметные арабески гораздо уместнее в декоративном искусстве, нежели в раме под названием картины», - писал критик Тугендхольд.



На самом деле они были равно уместны и там, и тут, и ещё много где. Очень много дал опыт создания орнаментов Надежды Удальцовой и Любови Поповой, приобщённых Экстер и позднее Малевичем к «Вербовке». Можно сказать, что их картины вышли из этих образцов. Про Ольгу Розанову так сказать нельзя, её образцы и картины равносильны, но тоже связаны. И ещё один важный момент: оказывается, супрематизм был коллективным искусством с момента его рождения. Коллективными были и замыслы, и исполнение." Источник

Наталья Михайловна заявила о себе как один из самых активных художников авангарда, участвуя а в основанном Малевичем Обществе художников «Супремус» и в последней выставке «Бубновый валет» (Москва, ноябрь-декабрь 1917). В 1918 участвовала в преобразовании Строгановского художественно-промышленного училища в Государственные свободные художественные мастерские в Москве, позже - в создании Музея художественной культуры в Петрограде. В 1919 две её супрематические работы экспонировались в Москве на 10-й Государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм».

Долгое время Наталья Давыдова возглавляла Киевское кустарное общество. За этот период было проведена огромная работа: открыты профессиональные школы, мастерские, музеи, организовано много экспедиций и выставок.

Сложное время, наступило после 1917 года. Муж Натальи Михайловны выехал на Запад, за ним отправились двое старших сыновей и брат. Сама же она остается в Киеве с младшим сыном.
Осенью 1919 года Наталья уезжает из Киева в Одессу в поисках сына Кирилла. Хотя ему было всего 14, он вступил в Добровольческую армию генерала Деникина, штаб которого находился в  в Одессе.
Вместе с сыном Наталья Давыдова была арестована и полгода провела в заключении. Сын погиб в тюрьме. После освобождения эмигрирует в Германию.Там она написала книгу «Полгода в заключении. Дневник 1920-1921» (Берлин, 1923). Затем Наталья Михайловна переезжает в Париж. Жизнь здесь была нелегкая, чтобы как-то прокормить себя, она занимается шитьем и вышивкой.  Некоторое время работает в доме мод Коко Шанель. Все вроде, хорошо, материальное положение более-менее стабильно. Однако были видимо причины, заставившие её сделать бесповоротный шаг и покончить с жизнью ...
Похоронена на русском кладбище в Ницце.



Вышивка по эскизу Экстер, серия Цветовые ритмы

Часть работ из двух мастерских Вербовки были уничтожены во время революции, остальные - уже в советское время. Утраченную коллекцию в 2005 году начала изучать искусствовед Татьяна Кара-Васильева. Она предложила современным художникам и мастерам вышить полотна по эскизам, которые нашла в архивах.



Серия Цветовые ритмы. По эскизам Эксер

«Мы находили эскизы с пометками «для Вербовки» в частных коллекциях и музеях Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, - говорит она. - По ним Валентина Костюкова и другие художники Института декоративно-прикладного искусства воспроизвели вышивки начала прошлого века. Работа над проектом продолжается».



Большинство работ вышила художница Валентина Костюкова. Её иголка повторяла геометрические рисунки Александры Экстер.
«Серию Экстер «Цветовые ритмы» я вышила художественной гладью. Эта техника прекрасно передаёт колорит именно её работ. Картины Малевича выполнены художественной и полтавской гладью», - рассказывает Костюкова.



По её словам, ткани, на которой вышит Малевич, уже больше века. Материю художнице подарила Людмила Соколюк, искусствовед из Харькова.
«Часть ниток - тоже тех времён. Такое штапельное мулине уже не производят. В отличие от современного, оно блестит, как шёлк», - поясняет Костюкова.



Вышитая супрематическая композиция Малевича



Вышитая супрематическая композиция Малевича



Вышитая супрематическая композиция Малевича

Источники:
1. http://www.mediaport.ua/vosstanovlennyy-malevich-kievskie-hudozhniki-risovali-igolkoy
2.http://www.k-malevich.ru/library/buksha-malevich13.html
3. http://www.antique-salon.ru/forum/index.php?showtopic=61377

Россия, старинное рукоделие, история дизайна, 20 век

Previous post Next post
Up