Европейские символисты в Милане

Apr 09, 2016 17:09

Оригинал взят у galik_123 в Европейские символисты в Милане
Новость из мира искусства



В бывшем Королевском дворце Милана проходит уникальная выставка, посвященная символизму. В 24 залах Palazzo Reale представлены около 100 живописных работ, а также графика и скульптура под общим названием "Символизм: искусство в Европе от Прекрасной эпохи до Первой мировой войны". Экспонаты прибыли из разных музеев и частных коллекций Европы, в первую очередь итальянских - венецианского Ca' Pesaro, флорентийской галереи Uffizi, римского музея современного искусства. Причем шедевры итальянского символизма выставлены вместе с работами ключевых представителей течения из других стран. В залах звучат "Стихи зла" Бодлера и музыка настроения.
Многие из этих произведений были когда-то показаны на Венецианской биеннале. В итальянское искусство символизм пришёл именно через Венецию, куда в те годы приезжали такие великие представители этого течения, как Франц фон Штук, Фердинанд Ходлер и Густав Климт.
Многие работы перекликаются с картинами русских символистов, например Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля. Их полотна также планируется показать в текущем году итальянским любителям искусства.
Символизмом принято называть одно из крупнейших направлений в искусстве, возникшее во Франции в 1870-80-х годах и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России, а также в Италии и других странах. Сам термин "символизм" впервые был введен в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в манифесте, опубликованном 18 сентября 1886 года, согласно которому "символизм полагает выражение недостижимых, иногда мистических, идей, образов вечности и красоты целью и содержанием своего творчества".

Бельгийский художник Фернан Кнопф - главный представитель бельгийского символизма. В своих живописных работах Кнопф отражал мистические фантазии. На картинах Кнопфа часто встречаются женские образы в виде сфинксов и химер, например в картине  "Искусство, или нежность сфинкса".



Фернан Кнопфф. Искусство, или нежность сфинкса, 1896. Королевский музей изящных искусств, Брюссель

Итальянский художник Джулио Аристид Сарторио (1860-1932) - представитель академизма и символизма, был сторонником академической манеры с её аллегорическими образами и реалистичным стилем. С годами он выработал виртуозную манеру наложения красок на массы человеческих тел в различных позах, охваченных и погнутых сверхъестественной стихией.



Джулио Аристид Сарторио. Сирена (Зелёная бездна), 1893. Галерея современного искусства, Турин



Фрагмент

Джорджо Кинерк (1869-1948) - итальянский художник и скульптор.



Джорджо Кинерк. Весна жизни, 1902

Макс Клингер (1857-1920) - немецкий художник, график и скульптор, представитель символизма. Своей целью в искусстве Клингер видел объединение живописи, пластики и архитектуры. Написанные Клингером религиозные картины показывают влияние на мастера итальянского Ренессанса.



Макс Клингер. Тритон и нереида (Сирена), 1895. Палаццо Питти, Флоренция

Чешский художник Франтишек Купка (1871-1957) бо́льшую часть жизни прожил во Франции. Один из первых представителей абстрактной живописи, представитель орфизма. Творческий стиль Купки эволюционировал от реализма к абстрактному искусству.



Франтишек Купка. Волна, 1902

Арнольд Бёклин (1827-1901) - швейцарский живописец, график, скульптор; один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века и Дюссельдорфской художественной школы. "Остров мёртвых" - наиболее известная картина Бёклина . Всего Бёклин создал пять вариантов данной картины в период с 1880 по 1886 год.



Арнольд Бёклин. Остров мёртвых,1883. Старая национальная галерея, Берлин

Джованни Сегантини (1858-1899) - итальянский художник-пейзажист, писал картины в пуантилистской технике, работал в разные годы в стилях реализма и символизма. В поздних работах Сегантини, кроме символистских элементов, угадываются тенденции югендштиля. На гранитной плите над могилой художника высечено: «Искусство и любовь побеждают время».



Джованни Сегантини. Любовь - источник жизни, 1896. Галерея современного искусства, Милан

Итальянский художник и дизайнер Витторио Цеккин (1878-1947) создавал изделия из стекла и керамики, занимался дизайном мебели. Искусствоведы пишут, что Цеккин был явно под влиянием знаменитого представителя Сецессиона - австрийца Климта. Картина "Принцесса в саду" входит в серию трёх картин по мотивам сказок "Тысяча и одна ночь". Она стала самой известной работой художника. Панели были расположены на участке площадью около тридцати метров в длину и украшали узкий зал ресторана отеля.



Витторио Цеккин. Принцессы в саду, 1914. Галерея современного искусства, Венеция

Фердинанд Ходлер (1853-1918) - швейцарский художник, один из крупнейших представителей модерна. Ходлер разработал стиль, который назвал "параллелизм", характеризующийся симметричным расположением фигур в танцевальных или ритуальных позах. Аллегорическим композициям Ходлера (“Ночь”, “День”), произведениям на темы истории Швейцарии и Германии, пейзажам присущи монументальность и суровый лаконизм образного строя, напряженность динамичной композиции.



Фердинанд Ходлер. Избранный, 1903. Музей Карла Эрнста Остхауса, Хаген



Фердинанд Ходлер. Ночь, 1890. Художественный музей, Берн

Галилео Кини (1873-1956 ) - художнико, график, архитектор, дизайнер, керамист, один из основателей стиля модерн в Италии. С 1911-1914 он украшал Тронный зал короля Сиама в Бангкоке. Его успех подтвердился, когда ему предложили работу по живописи панелей Центрального зала XI Венецианской биеннале. Именно с этого момента Кини стали считать "официальным художником" из Венеции.



Галилео Кини. Весна классическая (Весна, что постоянно обновляется), 1914. Академия художеств, Монтекатини Терме

Художник Пюви де Шаванн (1824-1898) был одним из наиболее значительных французских символистов, оказавших впоследствии большое влияние на развитие французской живописи в стиле ар-нуво. В России большим поклонником художника был С.П. Дягилев, что сказалось и на развитии художественной группы "Мир искусства". В 1897 году В. Э. Борисов-Мусатов, покорённый искусством Пюви де Шаванна, пытался поступить к нему в ученики, но опоздал. Художник закрыл своё ателье.
Пюви де Шаванн лучшей своей работой считал полотно "Девушки у моря", представляющее собой живописную аллегория гармонии человека и природы. Здесь блестяще проявилось умение Пюви де Шаванна превратить любой незатейливый сюжет в символическую композицию. Все фигуры на полотне написаны с удивительным мастерством, а холодный колорит, основанный на игре серо-голубых тонов, придаёт сцене ощущение монументальной росписи.



Пюви де Шаванн. Девушки у моря,1879

Джеймс Энсор (1860-1949) - бельгийский художник, график и живописец. Художник испытал влияние импрессионизма. В 1883 году он отказался от импрессионистической манеры и бытовых сюжетов. Переход к символическим сюжетам вызвал непонимание современников. Талантливый одиночка запомнился своими эксцентричными, выразительными образами (черепа, скелеты, автопортреты, страдающий Христос), большинство из которых берёт начало в его детских воспоминаниях о товарах в сувенирной лавке родителей. Лучшие работы созданы между 1885 и 1891 годами. Оказал влияние на становление экспрессионизма; Энсора называют предтечей сюрреализма и современного фантастического искусства.



Джеймс Энсор. Скелеты греются, 1889

Один из лидеров символизма в европейском изобразительном искусстве рубежа XIX-XX веков немецкий живописец и скульптор Франц фон Штук (1863-1928) увлекался новыми художественными техниками и жанрами. В 1885 году Франц фон Штук посещал мюнхенскую Академию художеств, но как художник был в основном самоучкой. Испытал влияние Арнольда Бёклина. Вместе с Вильгельмом Трюбнером основал в 1892 году Мюнхенский сецессион.



Франц фон Штук. Люцифер, 1890. Национальная галерея, София



Франц фон Штук.Тилла Дюрье в образе Цирцеи, 1913. Старая национальная галерея, Берлин

Жан Дельвиль (1867-1953) - бельгийский художник-символист, писатель, оккультист и теософ. Он стал первым человеком, нарушившим обет неразглашения и решившим открыто проповедовать «тайное знание» посвящённых. Длительное время творчество Дельвиля было забыто, но в наши дни ему возвращено внимание искусствоведов и интерес любителей живописи.



Жан Дельвиль. Смерть Орфея "Голова Орфея, плывущая по воде", 1893. Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель

Выставка “Il Simbolismo. Dalla Belle Époque alla Grande Guerra” продлится в миланском Palazzo Reale до 5 Июня 2016 года.



Италия, символика, новости, живопись, выставки

Previous post Next post
Up