Российский Антикварный Салон - XL

Apr 01, 2016 14:52

Проходит в Центральном Доме Художника с 26 марта по 3 апреля 2016.
Подробнее о салоне см. на сайте.




Юбилейный сороковой салон подарил москвичам выставку «Шедевры китайского искусства из частных собраний». Куратор -  Л. И. Кузьменко (Музей Востока). В экспозиции можно увидеть уникальные предметы, начиная с VII века. Большинство изделий XVIII-XIX веков. Это фарфор, лаки, нефрит, дерево, перегородчатая эмаль. Нефриту приписывают магические и целебные свойства. Он приносит процветание и счастье своему владельцу, поэтому собирали предметы из него уже с древности. Представленные изделия являются художественными шедеврами музейного уровня.





Особый раздел экспозиции «Шелковый путь во времени». Здесь представлен нефрит из коллекции Бронислава Виногродского, китаеведа, переводчика, председателя российской части Экспертного совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития.


Текст на выставке:
«Шёлковый путь - это не просто торговый путь из Китая во внешние страны, но и канал коммуникации внутри страны, который оказал огромное влияние на формирование единых ценностей китайской цивилизации. В течение долгого времени основным предметом транспортировки по Шёлковому пути был нефрит и предметы из него.
Нефрит в китайской культуре уже более пяти тысячелетий был и остаётся носителем идей и образов древней системы знаний, которая укоренена в сознании китайского этноса, начиная с неолитических изделий и вплоть до сегодняшнего дня. Чтобы понимать Китай, нужно разбираться в нефрите, как культурном явлении во времени,
Каждое нефритовое изделие несёт не только эстетическую информацию, но обязательно является системой знаков и обозначений, так что каждый предмет из нефрита читается и понимается как носитель уникального содержания о том, что такое ценности духа, воплощённые в этом удивительном материале. Через изучение нефритовых предметов можно правильно понять пути эволюции идей и культурных ценностей в сознании китайского этноса.
Данная выставка представляет именно такой подход к нефриту и призвана показать не только внешнюю красоту, но и глубинное содержание традиционных культурных кодов, действующих и в настоящее время.
В экспозиции представлены уникальные высокохудожественные образцы резьбы по камню китайских мастеров с периода Чжаньго, Сражающихся царств (V в. - 221 г. до н.э.) до конца династии Цин (1644-1911), которые согласно традиционной китайской схеме «багуа», должны показать развитие во времени концептов и идей традиционного китайского мышления, а также искусство обработки этого драгоценного камня.
Экспозиция даст представление как о многообразии тематических направлений в нефритовых предметах - благовещие животные и ритуальные предметы, амулеты и предметы фэн-шуй, интерьерные вещи и предметы роскоши, так и о развитии камнерезного искусства на протяжении двух с половиной тысяч лет. А также представит всю палитру природных нефритов от безупречно белых до глубоких черно-зеленых, использованных в работах мастеров, имена которых история к сожалению не сохранила, но их искусство до сих пор вызывает трепет и восторг у ценителей и профессионалов».
Сайт Бронислава Виногродского (о Хотане, нефрите и многом другом).

Все показать не могу, выбор падает на изображения животных - оторваться от них просто невозможно.
Подписи к фото здесь - это сокращенный вариант текстов на выставке.

«Мальчик с жезлом Жуи верхом на слоне. Династия Мин (1368-1644). Хотанский галечный нефрит. 46х25х33 см. Ок. 70 кг.
Сюжет: «Пусть исполнится счастье по вашему желанию». Предмет должен был привлекать счастье в дом и «успокаивать жилище».


Не видите мальчика?
Вот и он:


«Дракон-лев. Период Борющихся царств, Чжаньго (V в. - 221 г. до н.э.). Черный хотанский галечный нефрит. 45х24х26 см.
Древнее чудесное животное. Дракон был очень умел в превращениях, что выражалось в его неуемном желании принимать постоянно новые формы и облики. Шедевр древнего искусства. Каждый волосок гривы и все детали вырезаны с большим мастерством».


«Зверь «Четыре несходства». Династия Западная Хань (206 г. до н. э. - 9 г. н. э.). Хотанский нефрит. 33х9х17 см.
Зверь совмещает в себе голову лошади, крылья орла, тело тигра и лапы барса. Материал высокого качества и плотности. Нефрит ценили с древности за особую светопроводимость».


«Дракон-лев. Период Борющихся царств, Чжаньго (V в. - 221 г. до н.э.). Черный хотанский галечный нефрит. 15х10х22 см.
Подобные предметы выполняли охранительную функцию, и чем выше статус того, кому они предназначались, тем лучше брался материал и утонченней была резьба. Фантастический уровень резьбы подчеркивает силу и мощь материала».


«Зверь кайминшоу. Поздний период Вёсен и Осеней, Чуньцю (V в. - IV в. до н. э.). Зеленый хотанский галечный нефрит. 35х15х21 см.
Мифический зверь, проводящий свет. Один рог на голове в центре называется горой Первородного хаоса Куньлуньшань».


«Верблюд. Династия Тан (618-907). Бело-серый хотанский галечный нефрит. 13х9,5х8,5 см.
Уйгуры почитали верблюда мощнейшим благовещим животным и часто резали его похожим на дракона. Для них он и был как дракон для ханьцев. Верблюд обладает способностью «подавления злых сил в жилище». Нефрит невероятно красивого голубоватого оттенка с изменениями придает особую притягательность этому шедевру».


«Дети моют слона. Середина династии Мин (XV-XVI вв.). Желтый хотанский нефрит. 16х13х8 см.
Распространенный сюжет прочитывается как «Пусть долгие годы не прекращается счастье и удача».


«Конь. Династия Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н.э.). Сине-зеленый китайский нефрит. 20х6,5х12,5 см.
Один из прекрасных образов ханьских лошадей. Они отличаются изяществом и тонкостью линий. Очень живая, почти одухотворенная морда, весь облик выражает целеустремленность и движение. Фигуры коня в практике фэн-шуй использовались для ускорения процессов».


«Зверь кайминшоу. Династия Западная Хань (206 г. до н. э. - 9 г. н. э.). Белый хотанский галечный нефрит. 20х9х11 см.


Этот грациозный зверь, оглядывающийся назад, символизирует постоянство и круговое движение времени, одновременно является пожеланием процветания и успеха. Предмет обладает силой и притягательностью, и призван очищать вокруг себя потоки энергии, смиряя любые неблагоприятные проявления».




скульптура, выставки

Previous post Next post
Up