Игрушка, как история народа

Dec 28, 2015 01:35




Вам интересны места, куда нельзя попасть просто так, с улицы? А дотронуться рукой до вещей, возраст которых - не один век, которые в музеях показывают только под стеклом? Для меня любая такая возможность сродни предновогодней сказке, и последняя такая случившаяся сказка состоялась в Фонде дерева Государственного Исторического музея . Многие из моих здешних друзей частенько бывали рядом с этим уникальным собранием, но и не подозревали, что оно здесь, прямо на Измайловском острове, в здании одного из солдатских корпусов Николаевской военной богадельни для инвалидов Отечественной войны.



Мы же, небольшая компания mosblogеров, попали сюда благодаря этому нашему сообществу, приглашению Государственного Исторического музея  и лично Михаилу tushinetc, а саму экскурсию по двум отделам Фонда провела нам Людмила Алексеевна Шуляк, научный сотрудник отдела дерева и мебели. Ну, а я всего лишь поделюсь увиденным и услышанным.

Собрание отдела Дерева и мебели насчитывает около 34 000 предметов, но мы успели увидеть, конечно, не так много, нам показали часть Коллекции народного искусства XVII-XX вв., которая является лучшей в России. Откуда такие коллекции берутся и как пополняются? Основа этой - дар «отцов-основателей» И.Е.Забелина, П.И.Щукина и А.А.Бахрушина, содержавший всевозможные русские игрушки и изделия народных промыслов. Та часть, что называется «из старых поступлений» - вещи, в начале прошлого века оставленные в музее на хранение своими хозяевами, уезжавшими из России и надеявшимися вернуться… Предметы прекрасной сохранности, они не присвоены музеем и числятся именно на хранении. Есть «случайные покупки»: например, до сих пор неизвестно, что означают записи о некоторых «куплено на торгу», может быть, имеется в виду торг у стен Кремля? И, наконец, экспонаты - результат собственных экспедиций Государственного исторического музея, особенно в 20-30-е годы прошлого века, когда по Волге из-за строительства плотин шли без числа под затопление старые деревни.


Надо понимать, что ГИМ в отличие от Эрмитажа, например, не собирает только шедевры, своими коллекциями музей фиксирует историю страны. Вещи могут быть среднего художественного уровня и при этом исторически бесценными. Те же промыслы… По словам нашего экскурсовода, как таковых народных промыслов больше нет. То есть никуда не делась та же хохлома, лаковая миниатюра, но, по сути, промыслами они уже не являются.
Ну, а мы посмотрим именно на настоящие.

Полх-Майдан и его игрушки-«тарарушки».
Деревянная токарная посуда, пасхальные яйца, матрешки…








Но матрешки тут свои, особые: и формами постройнее, и с кокетливыми локонами на височках)



Хохлома старинная. Причем уже никогда, видимо, не узнать истинную историю возникновения столь яркого искусства, так что выбирать можно самому наиболее близкую версию: пошло ли оно от старообрядцев-иконописцев, развилось из промысла другого, связанного с окрашиванием посуды «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка, или появилось вот так:
«Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.»

Долбленые чаши…





Пивная кружка 18-го века, сработанная под металл. То самое «на оловянное дело»?


А это? Угадаете, для чего штуковина?))


Хохлома времен советских 70-х годов. Долбленки мастера Веселова.








И даже хохломская мебель.






Матрешки. Вот она, первая! Точнее, матрешка с самым первым рисунком - барышня с петухом, таких осталось на всю страну штук несколько. Попробую как-нибудь отыскать такую в Сергиево-Посадском музее игрушки.
А рядом с ней не зря японский самурай: может быть, и правдива та версия возникновения матрешки, по которой на резчика Звездочкина да художника Малютина так подействовала японская игрушка кокэси, что они придумали нашу матрешку.


Вот они, шикарные матрешки «русского стиля». Вообще, матрешка - дама молодая по меркам истории: ей всего-то лет сто.



Расписные яйца были популярны всегда, ведь это Фаберже трудился для богатых, а эти, из дерева, были доступны для любого.


Вот это, яйцо 1906 года с вензелем императора Александра I, скорее всего, заказал какой-то полк к юбилейной дате и награждал такими сослуживцев за заслуги.


Увы, для других фотографий красивейших яиц у меня не хватило шустрости(( Могу только словами еще рассказать про самое трогательное - небольшое деревянное яйцо с рисунком девушки в кокошнике, подарок к страстной субботе, внутри которого дата и надпись: 1909 год 28 апреля «Дорогой милой Юлечке от любящего мужа Владимира».

А это писанки с Западной Украины, не деревянные - настоящие, роспись по скорлупе.






Игра «Гусёк» - предок современных настольных игр, пришедшая к нам из Франции. С обратной стороны у таких всегда была еще и шахматная доска.



Заготовки для игрушек из папье-маше.


Вот хотя бы и таких!


Несмотря на солидный возраст, зверь бодр, подвижен и даже голос не потерял, рычит!))



Игрушки 19-го века.











Вообще, вся роспись на русских игрушках всегда имела смысловое значение, символику, пропала которая только в том самом 19-м веке. Порой потомки династии уже и не догадывались, что за смысл вложен в ту роспись, что они выполняют. Просто «так отец делал, и дед, и деда отец…»

А слышали когда-нибудь выражение «топорная дура»? Это ведь тоже про игрушку, причем про куклу)





Посмотрела я на топорные игрушки, то есть буквально вырезанные топором из трехгранной чурочки, и вряд ли теперь смогу плохую работу обозвать топорной)





Самый известный сегодня мастер топорной, маховой русской резьбы - Александр Николаевич Варганов, он буквально воссоздал ее из небытия, и здесь, в фонде Государственного Исторического музея, немало его работ, закупленных на выставках.









А вот этих вещей у нас уже нигде не увидеть, это белорусская соломка, уже не наша, уже иностранка. Эту коллекцию купили в 60-е годы на выставке в Манеже.





Эта же кроха - практически только память… Когда-то таких соломенных куколок делали не для игры, а для того, чтобы держать между рамами окон. Они вбирали в себя влагу, и окна не запотевали, не замерзали. Одна-единственная мастерица из Подмосковья возродила этот промысел, который, к сожалению, окончательно умер вместе с ней.



Богородская деревянная игрушка, чаще всего сюжетная. Вот как эта, про изгнание французов с нашей земли.









Работы школы Николая Дмитриевича Бартрама, основателя первого в России музея игрушки, того, что сейчас в Сергиевом Посаде. Это копилки)



Ну, и раз у нас на носу Новый год, то как же без игрушек елочных?))






Вот такое место… удивительное, где открываешь неброскую дверцу шкафа, а там…



Не захотела мешать игрушки и не игрушки, поэтому небольшое дополнение выйдет следом…

русская традиция, Россия, история в куклах

Previous post Next post
Up