Новость из мира искусства
Фернан Леже. Строители с алоэ, 1951. ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Париже продолжаются мероприятия, посвященные открытию Фонда Louis Vuitton - новой площадки для современного искусства со всего мира. Здание Фонда - творение одного из крупнейших архитекторов современности Фрэнка Гери, было сооружено в Булонском лесу по заказу самого богатого человека Франции, владельца компании Louis Vuitton Moët Hennessy (LVMH) и известного коллекционера Бернара Арно. Открытие состоялось в октябре прошлого года.
С 1 апреля в Фонде проходит художественная выставка "Ключи к страсти". На выставке демонстрируются самые знаменитые произведения XX века, сыгравшие главную роль в формировании современного искусства. Экспонаты для выставки предоставили крупнейшие мировые собрания: Государственный Музей Эрмитаж (Санкт-Петербург), Тейт Модерн (Лондон), Музей современного искусства MoMA (Нью-Йорк), Музей Мунка (Осло), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк), Муниципальный музей Гааги (Гаага), Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва), Музей Креллер-Мюллер (Оттерло), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Национальный центр искусства и культуры имени Ж. Помпиду (Париж), Кунстхаус (Цюрих), Музей современного искусства MOCA (Лос-Анджелес).
Выставка "Ключи к страсти" привлекает ещё и тем, что позволяет увидеть вместе великие картины из разных частей света, до которых можно и не добраться за всю жизнь. На ней лучшие французские арт-кураторы (Сюзанн Паже и Беатрис Паран, научный консультант - Изабель Моно-Фонтэн) демонстрируют, как одиночество, страдания и сложная душевная жизнь современного человека становятся основным содержанием искусства и меняют его форму.
В центре экспозиции картина "Крик" Мунка - произведение, определившее модернизм. В период с 1893 по 1910 год Мунк возвращался к этому сюжету как минимум четыре раза. Одна из этих картин находится в частной коллекции (в 2012 году ушла с молотка на Sotheby’s за рекордные $11,992 млн). Другая, написанная маслом, хранится в норвежском Национальном художественном музее, и две (масло и пастель) - в Музее Мунка в Осло. Шедевр Мунка попадал и на страницы криминальной хроники: первая громкая кража случилась в 1994 году, вторая - спустя десять лет. Картины отыскали, но норвежские власти и музейное начальство решили больше не рисковать. "Крик" до настоящего времени не выпускали за пределы Норвегии. Исключения не было сделано даже для масштабной ретроспективы художника в Центре Помпиду в 2011 году. На проходящей выставке представлена последняя версия картины 1910 года.
Эдвард Мунк. Крик,1910. Музей Мунка, Осло
В одном из залов доминирует фантастический "Танец" Матисса, демонстрируя, как живопись адаптирует музыкальные законы. Грандиозное панно, созданное по заказу коллекционера Сергея Щукина, в Париже не видели уже 15 лет. Ранее, чуть ли не каждый выезд "Танца" сопровождался судебным иском от внука Щукина, француза Андре-Марка Делок-Фурко. Потомок коллекционера призывал суды то Рима, то Лондона признать его права на картины из собрания деда, которые, как он считал, были похищены большевиками в 1918-1920 годах.
Анри Матисс. Танец, 1910. Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург
Потрясающая подборка из картин Моне, Малевича, Мондриана, Пикассо и Ротко показывает, как постепенно фигуративная живопись распадается на геометрические и цветовые плоскости.
Клод Моне. Водяные лилии, 1916-1919. Музей Орсе, Париж
Клод Моне. Голубые водяные лилии, 1916-1919
Казимир Малевич. Сложное предчувствие (Торс в желтой рубашке), 1930. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
Казимир Малевич. Черный квадрат, Черный круг и Черный крест, 1923. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
Марк Ротко. № 46 (Черный, охра, красный на красном) Музей современного искусства, Лос-Анджелес
В это же самое время Фернан Леже выработал свою выразительную манеру письма - четкую и механистичную. Все трехмерные объекты он сводил к двумерному изображению, используя выразительность линейного ритма. Особенностью поздних работ Леже является яркая палитра, стремление передать радость восприятия окружающего мира.
Фернан Леже. Три женщины за красным столом,1921-1922. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Достижения современной цивилизации - мегаполисы, реклама и медиа, привели к замене механистических женщин Фернана Леже на глянцевых красоток эксцентричного Франсиса Пикабиа (1879-1953) - французского художника-авангардиста. Франсис Пикабиа оказал большое влияние на современное искусство, в частности, на дадаизм и сюрреализм. Он получил известность как художник, не подчиняющийся никаким политическим или стилистическим догмам.
Франсис Пикабиа. Весна, 1942-1943
Фрэнсис Пикабиа. Женщина с бульдогом. 1941-1942
Франсис Пикабиа. Портрет пары (Вишневое дерево),1942-1943
Кураторы выставки соединяли на одной стене работы с общей идеей, например цикл из пяти автопортретов Хелены Шерфбек, финской художницы, не особенно известной за пределами Финляндии. Она почти 30 лет, с 1915 по 1944 год, фиксировала все свои возрастные изменения, превращая свой страх старости и смерти в материал для искусства. Каждый из пяти автопортретов доставлен на выставку из разных музеев и частных собраний.
Работы Хелены Шерфбек с 1915 по 1934 годы
Хочется отметить, что в каждом из шести залов выставки "Ключи к страсти" были представлены либо картины русских художников, либо картины, купленные в свое время Сергеем Ивановичем Щукиным и Иваном Абрамовичем Морозовым,- можно гордиться великой русской культурой.