Культурное возрождение Спасо - Преображенского храма (часть 2. Колокола).

Feb 14, 2015 07:30

Перейти к предыдущей части.
Наконец наступило ожидаемое прихожанами торжество, которое произошло 15 августа. Это был очень важный день, который оставил глубокий след в душе людей присутствующих на этом празднике, ведь именно тогда впервые за долгое время начало совершаться богослужение в еще не полностью восстановленном Спасо-Преображенском храме, а на другой день - 16 августа, состоялось его торжественное освящение, с участием митрополита Рязанского и Касимовского Симона.



Фото взято из книги о Митрополите Симоне " Ангел Добрый".
Дата освящения указана не верно, храм освящен в 1994 г.


Для того, чтобы почувствовать весь пафос данного события, мы попробуем перенестись в то время с помощью статьи Г. Казакова «Освящение храма», взятой из газеты «Вечерняя Рязань»: «16 августа в городе Рязани в 8.30 утра началось долгожданное событие для многих православных христиан г. Рязани - вновь открылся для богослужения Спасо - Преображенский (на Яру) храм, который находится близ кремля. Вновь как 60 лет назад, с колокольни храма зазвучал веселый перезвон, созывая всех многочисленных прихожан на службу. И народу, отметим, собралось видимо - невидимо; так что многим пришлось стоять на улице.
После освящения храма состоялась торжественная литургия, для чего был специально приглашен хор из Борисоглебской церкви. Во время крестного хода по лицам многих прихожан текли слезы - еще - бы, ведь это их руками возрождалась заново красота старого храма, которому в будущем году исполнится 300 лет. А особую заботу здесь проявил настоятель отец Сергий, которому приходилось выносить все тяготы, не имея никаких средств…» 1

__________________________
1 Газета «Вечерняя Рязань», статья Г.Казакова «Освящение храма», 20 августа 1994 г.

Начиная с 1994 года, в храме Спаса-на-Яру снова начинается совершаться богослужение в субботу, воскресение и по великим праздникам. Жизнь возрождённого прихода обретает новую силу.
Для помощи в проведении церковных служб, вторым священником назначается отец Феофан Данченков, которого позднее перевели в Николо - Чернеевский монастырь, где сейчас он является настоятелем монастыря, а дьяконом назначается отец Алексей Тугушев - сейчас он служит священником в селе Дядьково.
На клирос приглашается петь женский хор и две псаломщицы.
В конце 1995 года, располагавшееся рядом с церковью помещение «Дома учителя» было освобождено, и отец Сергий с семьёй переселились жить в это здание, расположенное возле церкви. В одной половине нового помещения заселилась семья священника, а во второй разместили импровизированную мастерскую для художников, разнорабочих и прихожан, желающих помогать. Завтраки и обеды готовились прямо в здании бывшего «Дома учителя» двумя искусными кухарками. Была здесь душевая и ванная комната для всех тружеников, желающих освежиться, а рядом с домом, во дворе быстренько организовали деревянную, сделанную из бревен, баню. При постройке бани было обнаружены деревянные останки архитектурного сооружения круглой формы - очевидно, здесь располагалась угловая башня древнего Острога.
Спасо - Ярский храм является любимым храмом рязанских казаков. Как уже было сказано выше, в 1994 году отец Сергий назначается Полковым священником рязанского казачества, организованного вначале 90 х гг. Со времени отдачи храма Рязанской епархии среди казаков установилась традиция собираться в день празднования Казанской Божией Матери на набережной возле Спасо - Преображенской церкви. Данное радостное событие - благочестивое и многолюдное, существует благодаря дружественным отношениям между казаками и отцом Сергием.
Если подойти в день торжества в честь Казанской иконы Божией Матери на набережную к памятнику Сергея Есенина, то можно увидеть организованное множество молодых кадетов - казачат, взрослых казаков, а если повезет, то можно встретить есаула или даже самого атамана, которого должно опознавать по большой букве А, закрепленной на погонах. Казаки одеты в пестрые одежды, поэтому, ни с какими другими людьми их спутать невозможно. Данный праздник приходиться на 4 ноября, - день памяти избавления Москвы и России от Польско - Литовских войск в 1612 году. Напомним, что в деле избавления Московского государства от поляков казаки принимали самое активное участие, поэтому праздник Казанской иконы Божией Матери один из любимых праздников всего русского казачества.
В 1994 году произошел еще один замечательный праздник - это 550 летие Российского Казачества. В честь такого важного события с левой стороны храма был поставлен большой крест. Казаков пригласили со всей матушки Руси - Кавказа, Ростова, Кубани, Украины… Конечно не обошлось без застолья, которое сопровождалось песнями, плясками, длинными тостами и всеми остальными принадлежностями казацких праздничных торжеств. Поскольку традиционно казаки являются большими любителями праздников, подобного рода мероприятия были достаточно регулярны. Казацких отдела в ту пору, впрочем, как и в настоящее время, было два. Один из них возглавлял атаман Анатолий Викторович Буслаков, другой атаман Иван Чуфистов.
Сейчас данная организация является официальной Армией Казачьих Войск при президенте Российской Федерации и имеет два отдела. Первый возглавляет атаман Валерий Алексеевич Красных, другой атаман Андрей Александрович Доценко.
Но перенесемся немного в древнюю летописную историю государства Российского. Кто такие казаки, откуда и когда они появились в Рязани и какое событие ими празднуется каждой осенью? Ответы на эти вопросы мы попытаемся разрешить с помощью книги Филатова И. «Рязанские атаманы Кубанского казачьего войска» 2 и Рязанской энциклопедии. Т. 1, 1999 г. 3
Примечательно, что первое упоминание казаков в русских летописях, как о военном сословии населения Руси значится 1444 годом.4 Интересно, что в древних русских текстах самыми первыми фигурируют именно рязанские казаки. В Николаевской летописи, описываются события, связанные с нападением на Рязанское Великое княжество поздней осенью 1444 года многочисленного войска крымского царевича Мустафы: 5
«Услышав же на Москве сие князь великий Василий Васильевич и посла против его князя Василия Оболенского и Андрея Федоровича Готляева, да двор свой с ним, да мордву на ртах (лыжах), понеже зима была люта и снежна. И столкнулись на речке на Листани (современная Листвянка). Татары же сильно оголодали и промерзли и без коней были… И пришла на них мордва с копьями и с рогатинами и с саблями, а казаки рязанские тоже на ртах с копьями и с саблями с другой стороны, а воеводы великого князя Василия Васильевича со своею силою… И был у них бой великий и очень сильный на речке Листани и начали одолевать христиане … и много татар избили и самого царевича Мустофу убили и князей с ним многих татарских избили». В последующих русских летописях рязанские казаки упоминались многократно.

____________________________
2 Филатов И. «Рязанские атаманы Кубанского казачьего войска». Рязань, «Пресса», 2006 г., стр. 11.
3 Рязанская энциклопедия. Т. 1, Рязань, «Пресса», 1999 г., стр. 457 - 458
4 Филатов И. «Рязанские атаманы Кубанского казачьего войска». Рязань, «Пресса», 2006 г., стр. 11.
5 Рязанская энциклопедия. Т. 1, Рязань, «Пресса», 1999 г., стр. 457 - 458.

«В XV-XVII их деятельность была связана, прежде всего, с несением воинской службы по защите населённых пунктов, входивших в засечные линии. С прекращением угрозы набегов кочевников и утратой в связи с этим засечной чертой* своих функций рязанские городовые казаки оставались на своих местах до 1702 года, после чего Император Петр I часть из них переселил в низовья Дона. Многие полковые и городовые рязанские казаки были переведены в так называемые войска нового строя, которые стали создаваться в виде солдатских, рейтарских, гусарских и мушкетерских полков. Значительная часть их была расквартирована в Рязанском крае. Некоторое количество казаков было переведено в разряд крестьян-однодворцев» 6.
Но на этом история рязанского казачества не окончилась. Спустя сто лет казаки снова стали востребованными для ведения военных действий. Рязанское казачество снова возрождается с целью освобождения России от наполеоновского нашествия 1812 года, а так же для участия в заграничных походах Русской армии 1813- 1814 гг. В баталиях против французской армии, особенно на территории Германии, рязанские казаки проявили себя как настоящие герои.

____________________________
6 Филатов И. «Рязанские атаманы Кубанского казачьего войска». Рязань, «Пресса», 2006 г., стр. 11.

*Засечные черты (линии) - система оборонительных сооружений, применявшаяся с XIII века на Руси, получившая особо важное предназначение на южных и юго-восточных окраинах Русского царства в XVI-XVII для защиты от нашествия монголо-татарских и крымских войск. Состояли из естественных преград - рек, болот, оврагов, а так же валов, рвов, засек, частоколов. Имели опорные пункты (остроги и города-крепости). Важнейшей была «Большая засечная черта», между Мещёрскими и Брянскими лесами - тыловой линии по течению реки Оки и поселений сторожевой казачьей службы.

Много позже, примерно с 1908 года, в городе Рязани были заселены в дома несколько Донских казачьих полков.
Но вернемся к нашему повествованию. Кроме казацких праздничных торжеств, на приходе существует ещё одна замечательная традиция - отмечать престольный праздник «Преображения Господня». В этот день прихожане располагаются за столами во дворе и приступают к братской трапезе, сопровождаемой русскими застольными песнями. Данное событие обычно происходит в присутствии главных казачьих чинов, которых обычно угощают напитками погорячее.
С 96 года на престольный праздник совершались крестные ходы к Успенскому Собору и обратно, но со временем прихожане стали ограничиваться простым застольем.
Из вышеприведенных сведений мы знаем, что внутри трапезной храма был организован предел в честь Девяти Мучеников Кизических, в день памяти которых существует другая традиция - служение утренней Божественной Литургии.
Вскоре открывается иконная лавка, приглашается мужской церковный хор, начинается роспись крестильни и перепланировка внутри трапезной. Мужской хор состоял из семи человек, кроме того, было два псаломщика.
Данный хор затем сменился женским, и спустя некоторое время вновь был заменен на мужской.
Крестильня была отреставрирована в первую очередь - в 1996 году; она увенчана большой, украшенной мозаикой купелью и полностью расписана образами, взятыми из Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
Купола на четверике взялся обновлять сам отец Сергий. До этого купола были ржавые. Посоветовавшись с казачьим атаманом А.В. Буслаковым, который был ещё и художником, договорились, что главный средний купол лучше покрыть желтым цветом, а остальные четыре синим. Верхнюю часть колокольни решили сделать фиолетовой с пестрыми желтыми лучами, пущенными по граням звонницы. Предварительно подвергнув небольшой внешней обработке с помощью шкурки и других различных приспособлений, данные купола покрасили, после чего они приобрели совершенно новый внешний вид.



Спасо-Преображенский храм. Южный фасад. Фото 1995 г.



Спасо-Преображенский храм. Северный фасад. Фото 1996 г.



Храм Спас на Яру. Осень 1996 г.

Позже - в 1999 г. купола вновь покрыли тонким слоем искусственного золота (поталь), которое вскоре пожухло и облезло от воздействия окружающей среды. Верхняя часть колокольни была перекрашена в зеленый цвет.



Храм Спас на Яру. Вид со стороны памятника С.А. Есенина. Фото 2001 г.



Спасо - Преображенская церковь. Фрагмент западного фасада. Фото 2002 г.

После штукатурки внутри храма перед художниками, число которых было около десяти человек, возникла новая большая художественная задача - это роспись алтарной части, четверика и трапезной. В 1995 году все эти работы благополучно начинаются, и к 1999 году храм практически весь был расписан внутри и украшен мозаикой снаружи. При проведении художественных работ использовались в основном образцы иконописи заимствованные у московского иконописца Дионисия (ХV в.).



Прориси трапезной части храма. 1998 г.

Для большей красоты проемы для окон и всю нижнюю часть стен украсили декоративным орнаментом в виде переплетённых цветов. Алтарь и трапезную доделывали уже шесть художников.
Вся роспись на стенах, а также все иконы, помещенные внутри и снаружи храма, выдержаны в древнем русско-византийском стиле.
Так как вести столь обширные работы своими силами было очень непросто, то настоятелю отцу Сергию приходилось активно взаимодействовать со спонсорами, то есть «выбивать» строительные материалы, доставать различное вспомогательное оборудование и инструменты или просто просить у коммерческих фирм и состоятельных граждан деньги на ремонт храма.
Среди активных благотворителей хотелось бы отметить директора рязанского пивзавода Алексея Евгеньевича Кирилина, а также Михаила Викторовича Мартынова, который в настоящее время является директором ОАО «Рязанский завод плавленых сыров».
Приблизительно в 2001 году, были пожертвованы несколько больших колоколов, отлитых в Ярославской области. Самые большой из них весом 1,5 тонны, пожертвовал Михаил Викторович Мартынов, второй большой, весом 600 кг., пожертвовал Александр Федорович Мешков, третий, весом 250 кг. - подарен президентом ЗАО «ВТОРМЕТ» Юрием Михайловичем Воробьёвым, колокола на 100, 60 и 30 пожертвовал Кирилин А.Е., остальные отлили на средства действующего прихода.
Стараниями благотворителей, сейчас на колокольне находится всего 13 заново отлитых звонких и красивых колоколов по размерам и весу превышающие колокола царского времени (за исключением самого большого дореволюционного колокола, который весил около двух тонн), изъятые в годы революции членами Исполнительного Комитета.
Для сравнения, самый большой праздничный колокол до революции весил 120 пудов (1920 кг), второй для звона весил 23 пуда (370 кг), третий полиелейный 7 пудов (115 кг.), остальные от 4 пудов (64 кг.) и меньше. Всего до революции на колокольне находилось 11 колоколов. 7

_____________________________
7 Фонд № Р-6, Дело 200, Оп. 1. Исполнительный комитет Рязанского городского совета депутатов и трудящихся Рязанской области. 1917 - 1951 гг. г. Рязань. Материалы (устав, протоколы, описание церковного имущества и здания, списки и др.) о деятельности религиозной общины Спасо-Ярской церкви города Рязани 18 октября 1919 г. - 2 апреля 1929 г., л. 72.

Для того, чтобы поместить колокола на шатровую колокольню, один из проёмов окон звонницы был значительно увеличен путем удаления нескольких кирпичей. Затем с помощью подъемного крана колокола помещались внутри звонницы и закреплялись на большой деревянной балке. Поскольку больших колоколов было подарено всего три, то подобного рода действия повторялись три раза.



Поднятие колокола на колокольню.



Звонница колокольни Спасо Преображенского храма.



Поднятие колокола на колокольню. Фото 2001 г.



Алтарник Владимир осматривает новый колокол.

До того как в 90 - годы благотворителями были подарены новые колокола, на колокольне висели корабельные рынды с очень глухим звоном, которые, конечно, для храма не подходили, так как звук от них исходил очень резкий и малопривлекательный.
С помощью подъемного крана колокола были помещены на свое законное место - звонницу шатровой колокольни. Поскольку после реставрации в 60 - х гг. слуховые окна звонницы были почти полностью заделаны архитектором Чугуновым С.В., то звук от новых колоколов распространялся по округе очень плохо, то было принято решение верхние окна увеличить до прежних дореволюционных размеров.
Интересно, что до революции на колокольне находилось 11 колоколов, стараниями благотворителей, сейчас на колокольне находится 13 заново отлитых звонких колоколов.
Здесь хотелось бы отметить, что до того, как были построены вокруг Спасо - Преображенского храма несколько высотных зданий в конце 90 - х. и начале 2000 г., звук колоколов в будние дни доходил до главного входа на центральный рынок. При тишине, возникавшей в выходные дни, звон доносился до центрального парка города. Сейчас звук от колоколов слышен только при подходе к зданию Центрального Банка Рязанской Области, расположенного в ста метрах от Спасо - Преображенской церкви.
Стараниями алтарника храма Владимира Борисова с большим и долгим усердием была налажена система управления колокольным звоном очень сложной конструкции. Это изобретение несколько раз было усовершенствовано. Сначала было установлено приспособление из деревянных клавиш, но затем её заменили более надежной - металлической, с протянутыми через сложное роликовое устройство веревками и тросами. Придуманная новая модель управления колоколами оказалась очень громоздкой - более похожей на клавесин с тяжелыми металлическими клавишами. Данный механизм снова заменили на более удобный и простой, сделанный из веревок с петлями, одеваемых на пальцы - эта схема до сих пор совершенствуется и в настоящее время действует.



Звонница шатровой колокольни. Фрагмент системы управления колокольным звоном.

В 2003 году доктором музыковедения, профессором Юрием Николаевичем Холоповым (http://www.kholopov.ru/ ), преподававшим в московской консерватории, принесен посмертный дар - выносная, чтимая икона Николая Чудотворца 17 века. После реставрационной работы, которая длилась около года, икона помещена справой стороны храма на столпе внутри четверика.



Выносная, чтимая икона Николая Чудотворца. XVII в. Фрагмент интерьера правой части четверика.



Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость». XIX в
Дар одной из прихожанок храма.



Святитель Николай «Можайский». Резная икона XIX в.



Праскева Пятница. Резная икона. Конец XX в.

(продолжение следует)

старинные фото, 17 век, история архитектуры, православные храмы, история дизайна

Previous post Next post
Up