Красный дом строил в 1859-1860 гг. для Уильяма Морриса и его семьи Филипп Уэбб. Планировка определялась соображениями удобства обитателей дома. Красивое рождалось как полезное. Поэтому у дома нет главного парадного фасада, как это было принято в архитектуре середины XIX века. Домом можно любоваться со всех сторон, поскольку асимметричная планировка делает важным и интересным все. Это - двор с колодцем:
Окна разной формы. Кровля подчеркивает самостоятельность объемов, из которых словно составлен дом. Горделивый флюгер с монограммой Морриса взмывает к небу:
Вот и сам колодец, из которого брали воду для хозяйственных нужд:
В Музее Виктории и Альберта хранится чертеж колодца Ф.Уэбба :
http://media.vam.ac.uk/media/thira/collection_images/2006BF/2006BF6537_jpg_l.jpg Дом из красного кирпича Моррис строил на пути паломников из Лондона в Кентербери, среди обычного английского ландшафта, который он когда-то охарактеризовал следующим образом: «Нет неограниченных пространств, предполагающих огромные размеры… нет поражающих однообразием просторов, нет безлюдных лесов, нет неприступных гор, куда не ступала нога человека; все в меру, всего понемногу, одно с легкостью сменяется другим; маленькие речки, небольшие равнины, плоские холмы, невысокие горы…не тюрьма и не дворец, но скромный благопристойный дом» /Цитата из кн.: Н.Певзнер. Английское в английском искусстве. Санкт-Петербург. 2004, с. 92/
Структура дома, его элементы отсылают нас к готике. Это не случайно. Моррис, Берн-Джонс, Уэбб были увлечены Средними веками. Вход в дом со двора именовался «Отдых пилигримов»:
За стрельчатой аркой мы видим скамью, украшенную плиткой. Среди стилизованных белых роз встречаются плитки с девизом Морриса: «Si Je Puis" (Если я могу).
Наконец мы внутри дома. Моррис с семьей жил здесь всего пять лет. Потом дом был продан, и из первоначального его убранства сохранилось очень мало. Например, белых стен в XIX веке не было. Стены украшались фреской или обивкой из ткани. В коридоре, куда мы попали, к моррисовским временам относятся лишь дверь и окна. У двери экспонируются листы знаменитых обоев дизайнера, которые создавались в Красном доме:
Это - трогательные «Маргаритки»:
Не могу не показать другой вариант этих обоев. Уж очень хороши!
http://www.flickr.com/photos/dis-order-ed/4483395671/sizes/l/in/photostream/ Тем же 1864 годом датируется «Трельяж»:
Вот и его вариант:
http://3.bp.blogspot.com/_a1H7iZJ3LNc/SNYG1C-aHcI/AAAAAAAAAxM/t0uhLtWHQfs/s1600/william%2Bmorris-morris%26co-1864-trellis%2B5.jpg «Уильяму Моррису суждено было стать лучшим европейским дизайнером XIX века (то есть дизайнером тканей, обоев и т.п.) именно потому, что он был англичанином и с детства глубоко понимал и высоко ценил английские традиции дизайна. Рисунки Морриса повторяют природные растительные узоры. Он так же пристально и сосредоточенно изучал деревья и цветы, как любой английский пейзажист. Но его дар заключался в умении претворить увиденное в безукоризненный орнамент на ткани или бумаге» /Н.Певзнер. Английское в английском искусстве. Санкт-Петербург. 2004, с. 125/
Стена против окон драпируется тканью, созданной по рисунку Морриса:
Правда, этот рисунок для ткани создавался много позже, в 1885 году:
http://www.artic.edu/aic/collections/artwork/47661?search_id=2 А вот как выглядят окна в этом коридоре:
Витражи выполнялись по рисункам Берн-Джонса:
Создателем очаровательных птиц и цветочков был Уэбб:
Посмотрим на план Красного дома. Слева - план первого этажа. Мы подошли к холлу, где соединяются три коридора:
http://media.vam.ac.uk/media/thira/collection_images/2006BF/2006BF6540_jpg_l.jpg Декоративные элементы входной двери повторяют моррисовские, лишь витражи относятся к более позднему времени:
На стены второго коридора сейчас наклеены обои, выполненные по рисункам Морриса:
Этот шкаф со скамейкой создан по рисунку Уэбба специально для Красного дома. Росписи с Ланчелотом, Тристаном и прекрасной Изольдой в саду основательно стерлись. Шишки на скамейке призваны напоминать посетителям, что садиться не стоит. В Красном доме, как и в других объектах Национального траста, ограждений нет, есть тактичные предостережения:
Завершая сегодняшний рассказ, хочу показать рисунок Данте Габриэле Россетти.
Таким был Уильям Моррис, хозяин Красного дома, в 1861 году:
http://morrisedition.lib.uiowa.edu/images/morris1861.jpg Красный дом. Цветы и женщины:
http://cicerone2007.livejournal.com/66876.html