Эдо-комон и Комия Ясутака.

Jun 20, 2011 20:05



Приглашаю под кат, почитать небольшой рассказ о технике крашения шелка "эдо-комон" и Мастере Комия Ясутака (小宮康孝) - Живом Национальном достоянии Японии. И картинки посмотреть, конечно.

  Поскольку мне хочется потрепаться на любимую тему, начну издалека.  
Представьте себе, что вы попали в славный город Эдо лет эдак триста назад. 
Я буду милосердна и сделаю ваше попаданство односторонним (как у Гарри нашего Поттера): вы можете видеть, слышать, ходить в разные стороны и чувствовать все, что почувствуется. Зато вас при этом никто не видит, не слышит и никак не ощущает. Иначе ваше попаданство закончится слишком быстро и слишком печально, а мне этого пока не надо.

Итак, вы идете по одной из оживленных торговых улиц Эдо. Всюду толпы народу, в каждой лавочке продают странные и непонятные вам вещи и непривычно выглядящую еду. На перекрестках выступают бродячие акробаты и изрыгатели пламени, по толпе снуют мальчишки и, выкрикивая названия публичных домов, всучивают мужчинам листы бумаги с портретами изящно изогнутых красоток в сложно-навороченных прическах и многослойных нарядах. Вы обоняете запахи незнакомой еды, жареной рыбы и общественных уличных туалетов. Жизнь кипит и голова у вас идет кругом от желания смотреть во все стороны сразу.

Потому вы не сразу замечаете, что шум вдруг как-то начинает стихать, толпа расступается, освобождая середину улицы, кто-то забегает в ближайшие лавочки, кто-то плюхается на колени в уличную пыль...

По освобожденной от черни середине улицы идет группа самураев. Ясен пень, вы сразу поняли, что это именно самураи, не узнать просто невозможно: и пара мечей на боку у каждого, и сверкающие на солнце выбритые макушки с уложенными на них тщательно причесанными и подстриженными хвостами, и широкие штаны в складочку, метущие уличную пыль, и "жилетки" с гербами поверх рубах. Штаны и "жилетки" разных оттенков синего и голубого кажутся вам странно выцветшими и словно бы запыленными. 



Самураи неторопливо идут по улице, бросая быстрые взгляды направо и налево: все ли достаточно почтительны, не надо ли кого поучить вежливости в назидание остальным? Когда бравые вояки поравнялись с вами, вы с удивлением видите, что "жилетки" и штаны только кажутся выцветшими и запыленными. На самом деле, ткань покрыта мельчайшим тонким узором из белых точек по синему. 



Причем, узор у каждого самурая свой. 

 
Это и есть "эдо-комон" 江戸小紋. Именно так он начинался когда-то.

Кто именно и когда точно придумал украшать парадно-официальную форму самураев "камишимо" узором в мелкую точечку - тайна, покрытая мраком последних четырех сотен лет. Но факт, что популярный дизайн начинался именно как отличительная особенность одежды для вояк. 
Солдатни было много и всем требовалось выдать форменную одежду. "Комон" - нанесение мелкого рисунка на шелк с помощью трафарета - был самым дешевым и быстрым способом производства одинаковой одежды в больших количествах.

Каждый солидный и богатый клан украшал форму своих служивых своим особенным рисунком. Стащить идею такого рисунка было все равно, что стащить клановый герб. И нарушение самурайских авторских прав каралось быстро и жестоко. 
А кланы попроще и победнее использовали стандартные "самурайские" узоры, носить которые было запрещено простым людям. 







  
Вот эти три образца - самые распространенные и самые дешевые дизайны для самурайских камишимо. 
Простенько, но со вкусом.

Когда именно способ раскрашивания самурайской одежи решили использовать и для украшения повседневных одежек людей простых, сказать тоже сложно. Полагаю, как обычно, первыми начали процесс дамы легкого поведения. Как наиболее "естественные" посредники между самураями и артистами-ремесленниками. 
Приходит к известному мастеру такая девушка и говорит: 
- Дорогой мой Забуро-сэнсей! Надысь видела я дивный узор на камишимо своего любовника. А не мог бы ты сделать нечто похожее для моего летнего косодэ? Но только в цветочек, чтоб покавайнее и чтоб на гербы самурайские похоже не было.

Отчего ж не сделать, если за это хорошо заплатят?
И уже не в первый и не в последний раз нечто, изначально создававшееся для бравых вояк, перекочевало в женскую моду. 
Полосатый эдо-комон.  

  
Рисунок должен быть таким тонким, чтобы на одном суне 一寸 (примерно 3.03 см) помещалось 26 полосочек. Найдется желающий посчитать? Тут в натуральную величину.





 
Другие популярные полосатые дизайны.

"Счастливые" рисунки. Кимоно, украшенное таким рисунком, должно было приносить его владельцу удачу и счастье.   


















Вариантов рисунка для эдо-комона за последние триста лет было придумано несколько тысяч. Чем тоньше рисунок, чем мельче точечки, из которых он состоит, тем искусснее мастер и тем дороже кимоно. 
В хорошем эдо-комоне на 1 кв.см рисунка приходится не меньше 100 точек. 



Ценность ткани увеличивает, конечно, и сама идея рисунка. Придумать нечто принципиально новое и воплотить это в реальный узор на ткани - вот задача настоящего мастера. 
Особый шик - комбинация точек разного размера и разной формы.

Эдо-комон начинается с разработки дизайна рисунка. Это самая "творческая" часть создания. Но и она требует терпения, опыта и понимания, как рисунок должен выглядеть на готовой ткани и одежде. Не говоря уже о том, что рисунок должен стыковаться идеально, чтобы место перекладки трафарета найти было невозможно или, по крайней мере, крайне затруднительно.

Потом рисунок наносится на специальную бумагу, пропитанную соком японской хурмы "каки". Для упругости и водонепроницаемости. Бумага тоже подойдет далеко не всякая: она должна быть достаточно прочной, не лохматиться на срезах и выдерживать несколько десятков прокрасов.

По рисунку вырезается трафарет. 

 
Таким вот "дыроколом". Медленно и кропотливо, каждую дырочку-точечку. Самая важная часть работы: от качества трафарета будет зависеть и качество получившейся ткани.


 
Тут реальный палец и реальный "дырокол". Чтоб вы оценили размеры дырочек и объем работы. 
Обычно трафарет делается по ширине стандартной ткани для кимоно, т.е. около 36-38 см. Длина трафарета зависит от рисунка, насколько часто он должен повторяться, по мнению мастера. Понятно, чем меньше повторений, тем круче и дороже.

Образцы трафаретов: 

 
 
 
 
Самая длительная стадия процесса, занимает от нескольких дней до нескольких недель. 
Одна ошибка - и придется все начинать сначала.

Когда трафарет готов, начинается подготовка к крашению ткани. 
Прежде всего надо приготовить "нори" - специальную пасту, которая "заклеивает" те места, которые, по задумке мастера, должны быть белыми в готовом рисунке. 

 
Настоящий мастер все делает своими руками, чтобы точно гарантировать результат. 
Рецепт пасты-нори у каждого мастера свой. Основные ингридиенты - вязкий рис "мочигомэ" (тот самый, что идет на изготовление плюшек "мочи" и японских сладостей) и рисовые отруби "нука". 
Смесь тщательно разминается, перемешивается и выдерживается на пару в течение 5-6 часов, чтобы получившаяся паста была абсолютно гомогенной и гладкой. Часто в пасту добавляют водорастворимый краситель, чтобы хорошо была видна на белом шелке.

На длинных столах раскладывается шелк, подлежащий окраске. 

 
Обычно длина такого "стола"-помоста примерно равна длине отреза шелка, необходимого для пошива одного стандартного кимоно, т.е. около 12 метров. Ткань должна лежать абсолютно ровно, без всяких складочек и заломов, и равномерно натянуто, чтобы не получилось перекосов рисунка.

Потом через трафарет на ткань наносят пасту-"нори". 

 
Аккуратно перенося трафарет на следующий отрезок ткани, тщательно следя за совмещением рисунка и промазывая "нори" каждую дырочку.



Получается как бы "негатив" готового рисунка.

После чего поверх "негатива" на ткань широкой мягкой кистью наносится основной краситель. 
Ткань пропаривается в течение 30-50 минут в специальной паровой жаровне, чтобы краситель проник в волокна ткани и закрепился. 

 
Пропаренная ткань долго и нудно промывается горячей водой, чтобы смыть излишек красителя и пасту "нори".


 
Проверка качества готовой ткани.

На последних фото, иллюстрирующих процесс окрашивания ткани, запечатлен один их лучших мастеров последнего времени - Комия Ясутака 小宮康孝. 

 
Родился в 1925 году в Токио, в семье потомственных красителей шелка. С 12 лет помогал своему отцу, признанному мастеру техники "эдо-комон", получая от него начальные сведения и первый опыт. После нескольких лет напряженной работы решил, что его знаний недостаточно, и стал дополнительно изучать разные методики цветного окрашивания шелка и создания рисунка для трафаретов. 
В 1978 году за свои заслуги в деле развития техники "эдо-комон" был удостоен звания "Живое национальное достояние Японии". 
В свои 86 лет продолжает активно работать. 
"Я не могу сделать по-настоящему хороший эдо-комон только в-одиночку. Создание хорошей ткани требует совместных усилий многих мастеров: изготовителя шелка, бумаги для трафаретов, красителя..." 
Ткани Комия-сан издалека кажутся монотонно-окрашенными. И только с очень близкого расстояния можно увидеть тончайший деликатный рисунок из точечек "мелких, как капли тумана". 

 
Ткани Комия Ясутака.

И еще несколько работ Мастера, сделанных в разное время. 
1. 

 
Пальто для кимоно. 
Фрагмент рисунка: 



2. 

 
Еще одно пальто для кимоно. 
Фрагмент рисунка: 



3. 



Фрагмент рисунка: 



4. 



Фрагменты рисунка: 

 
 
Рисунок подкладки: 



5. 



Фрагменты рисунка и подкладки: 

 


6. 

  


Фрагменты рисунка и подкладки: 



Вообще говоря, кимоно, окрашенное в трафаретной технике "комон" считается самым дешевым и самым неформальным. Кимоно для работы, для развлекалок с близкими друзьями. В театр в таком не пойдешь. Вроде наших джинсов с футболочкой. 
Но "эдо-комон" за тонкость рисунка и свое происхождение от самурайской униформы имеет более высокий статус и уже может иметь один или (редко) три герба. Т.е. является полуофициальной одеждой. И в кимоно дизайна "эдо-комон" уже можно посетить чайную церемонию, нанести важный визит, пойти в театр или на выставку.

Мастером же Комия Ясутака были разработаны новые варианты полуофициальных кимоно на основе "эдо-комона": "эдо-комон тсукэсагэ" и "эдо-комон хомонги".

7. 

 
Эдо-комон тсукэсагэ. 
Фрагмент рисунка: 

 
Да, это тоже "точечки".

8. 

 
Эдо-комон тсукэсагэ. 
Фрагмент рисунка: 



9. 

 
Эдо-комон хомонги. 
Фрагменты рисунка: 

  


10. 

 
Эдо-комон хомонги. 
Фрагменты рисунка: 






11. 

 
Эдо-комон хомонги. 
Фрагменты рисунка: 




  



 Комия Ясутака со своими трафаретами для тканей.

Несколько образцов дизайна авторства Комия-сан. 

 
"Французские полоски"


 
"Полоски дождя"


 
"Капли дождя"

Это тоже все выполнено в той же технике "эдо-комон". 
Больше образцов дизайна Комия Ясутака можно посмотреть ТУТ.

история текстиля, Япония, история дизайна

Previous post Next post
Up