Кардиффский замок

Jun 13, 2011 20:42




Я хочу рассказать вам об удивительном замке-крепости, который абсолютно не похож на то, что входит в понятие "Британский замок". Во-первых, он находится в центре города. Название этого города - Кардифф, столица Уэльса. Кардифф,конечно, заслуживает отдельного рассказа. Но пока я расскажу о том, что меня больше всего в нем впечатлило. А этим наибольшим впечатлением оказался Кардиффский замок,  посещение которого перечеркнуло все мои представления о мрачном средневековье. Замок показался мне волшебной шкатулкой с инкрустированными стенками, наполненной всевозможными драгоценными камнями, разноцветными стекляшками, звездами и звездочками, сказочными персонажами, птицами, рыбами и животными.


Кардиффская крепость была построена около двух тысяч лет назад, и функционировала, естественно, для обороны. Окружала ее , так называемая, Романская стена. Построили ее, судя по названию, римские завоеватели. Стена, конечно, была практически разрушена временем и войнами, но фундамент и верхние ряды кладки уцелели. Их бережно охраняют и даже выделили красной полосой от остальной отреставрированной стены. К древней кладке можно даже прикоснуться и почувствовать себя в I тысячелетии нашей эры.
На фотографии -  часть этой отреставрированной стены и Часовая башня, которая является строением Замка. Сам Замок находится за стеной,  и  мы с вами сейчас его посетим. Но прежде - немного истории.

Кардиффский замок много раз достраивался, перестраивался и переходил из рук в руки. В 16 веке он уже был хорошо известен в Британии, как самый роскошный замок. Обилие драгоценных ковров и гобеленов, бархатные занавеси, много шелка и атласа - вот что в первую очередь поражало многочисленных посетителей. Во время гражданской войны он находился в руках роялистов - сторонников Короля но, к счастью, практически не был разрушен. Хотя к этому времени был уже довольно-таки ветхим.




Возрождение замка началось только в начале 19 века, когда его владельцем стал Второй Маркиз Бьют (The 2nd Marquess Bute). Маркиз был не только экстраординарным человеком. Он был еще очень богатым и предприимчивым. Организовывая добычу каменного угля на своих землях, Бьют предпринял попытку отправлять  уголь из Кардифской гавани. Попытка оказалась очень удачной, и вскоре Маркиз стал не только благодетелем Кардиффа, но и владельцем его доброй половины. К сожалению, в 1848 году он умер в Кардиффском замке, оставив жену Софью и малолетнего сына "самого богатого малыша Европы". Позднее, когда он вырастет и станет Третьим Маркизом Бьютом, его назовут самым богатым человеком в мире.
В 1865 году произошла знаковая встреча Третьего Маркиза Бьюта с архитектором Вильямом Бургесом (William Burges)."Лорд кирпичей и известкового раствора" - так называли Бургеса за его страсть к строительству и реставрации. Церкви, аббатства, монастыри, крепости, замки - все это привлекало к себе его внимание. 18-летний Маркиз Бьют обратился к архитектору с просьбой  заняться реставрацией Южной стены замка. "Это далеко не произведение искусства", - сказал Бургес, осмотрев весь Замок. А так как  к этому времени Третий Маркиз Бьют стал одним из самых богатых магнатов Европы, то он решает с помощью архитектора Бургеса сделать Кардиффский замок произведением искусства. И им это удалось. Гениальность Бургеса и деньги Бьюта  создали одну из самых интересных достопримечательностей Викторианской Британии.
Справа - Вильям Бургес. Слева - Третий Маркиз Бьют.




За относительно короткий срок Замок был превращен в нео-готическую фантазию. До  окончательного преобразования оставалось завершить несколько интерьеров, но внезапная смерть Бургеса в 1881 году помешала этому. К счастью, он оставил тщательно разработанные архитектурные и декорационные схемы, по которым работы и были закончены. Эти схемы по сей день бережно хранятся в Музее Замка.

Семейство  Бьюта жило, в основном, в Шотландии и в Лондоне, а также путешествовали за границей. Но Кардиффский замок они не забывали и проводили здесь шесть недель ежегодно. Но, к сожалению, большое богатство - это еще не гарантия долгой жизни, и в 1900 году, в возрасте 53 лет Третий Маркиз Бьют умирает. Его сын Джон продолжил реставрацию крепости. Он закончил восстановление Романских стен, хотя был уже несколько ограничен в денежных средствах. Судьба хранила Замок, - он не был поврежден во время Второй Мировой войны, а все соседние здания были разрушены.
 Четвертый Маркиз Бьют умер в 1947 году. Кардиффский замок перешел по наследству  сыну, который спустя 5 месяцев подарил его, земли и окружающие сады городу Кардиффу. С 1949 по 1974 г.г. здесь находился Колледж Музыки и Драмы. А в настоящее время Замок превратился в Музей, который с большой охотой посещают все приезжающие в город туристы.
 Приглашаю и вас посетить эту нео-готическую фантазию, а вашим гидом буду я. Тем более, что туристам разрешают осматривать Замок только с экскурсоводом.
Пройдя через ворота знаменитой Романской стены ( I век н.э.!!!) мы попадаем в большой двор с аккуратным зеленым газоном, где нас встречают  замечательные дракончики. Красный дракончик на зеленом поле -  герб Уэльса. Особенно меня умилили цветочки, на которых они расположились. Посмотрите внимательно - это миниатюрные анютины глазки. Правда, чудесные?! Вдали виден очень древний Норманский сторожевой донжон. Мы к нему еще подойдем. А сейчас поворачиваем налево и направляемся к основной цели нашей экскурсии.




Приступая к преобразованию Кардиффского замка, Вильям Бургес первым делом предложил достроить большую Часовую башню. Ее вы можете здесь увидеть. Вот только жаль, не сможете посмотреть и услышать, как каждый час раздается мелодичный звон, и фигуры начинают перемещаться с места на место. Стиль, в котором построен замок, сейчас называется "бургезианская готика". Думаю, что теперь вам понятно - почему.




В Замке фотографировать категорически запрещалось. Поэтому я очень долго не выкладывала мои впечатления, так как "на пальцах" показать всю красоту, великолепие, изящество, метафоричность, красочность и мастерство всего того, что я у видела внутри замка было невзможно. Так и "пылились" мои фотографии в папке, а  впечатления в  памяти. Но вот, при очередном блуждании в дебрях Интернета я попала в журнал, где были фотографии внутреннего убранства Кардиффского замка. С любезного согласия Nata-Ko я их выставляю, сопровождая рассказом о том, что мне удалось узнать.
Для начала - William Burges "Design for the Decoration of the Summer Smoking Room at Cardiff Castle". Это дизайн ЛЕТНЕЙ КУРИТЕЛЬНОЙ КОМНАТЫ, выполненный самим архитектором.
 Курительные комнаты были изобретением времен Королевы Виктории. Это было помещение, где джентльмены могли наслаждаться сигарным дымом, не оскорбляя при этом дам. Дамы сюда не допускались.




" Я очень доволен тем, что в самой высокой башенной комнате потолок поднят настолько, что мне кажется, что я вижу настоящие звезды, которые блещут в темноте прекрасной ночи", так писал Маркиз Бьют в феврале 1872 года о своей ЛЕТНЕЙ КУРИТЕЛЬНОЙ КОМНАТЕ.  Она находится на вершине Часовой башни и в те времена считалась самой экстраординарной комнатой Британии. Из ее окон, расположенных по периметру открывалась великолепная панорама города и окружающей местности. Комната предназначалась для летнего времяпровождения и была одной из самых любимых Маркизом.
 Плиточный пол должен был изображать Вселенную, в центре которой находится Земля. Роспись стен также  имеет космический характер - сюжетом каждой фрески является легенда о знаке Зодиака. Впечатляющий камин с изваянием необычного юноши в одежде с крыльями. Под ним девиз "aestate viresko" (Не могу  перевести). Ниже -  резной бордюр со сценами любовного ухаживания и супружества.
На алебастровых колоннах - фигуры восьми ветров из античной мифологии. Вы видите Aquilo и Septentrio - северные ветры, которые изображены на северной стороне комнаты.Колонны поддерживают галерею, которая опоясывает всю комнату. Купол украшен звездами и созвездиями, т.е. позволяет заглянуть в небеса. С небес спускается великолепная позолоченная люстра в виде колеса колесницы, на которой стоит Бог Солнца. Не удивительно, что Маркиз Бьют так восхищался этой комнатой.



Следующее помещение - ЗИМНЯЯ КУРИТЕЛЬНАЯ КОМНАТА. Ее мы сейчас хорошенько и рассмотрим.Оформление комнаты было завершено в 1872 году и вызвало сенсацию своим истинным средневековым интерьером.




Декоративная тема комнаты - время. Свод потолка украшен знаками зодиака.




На четырех стенах - картины, изображающие сезонные работы, соответстующие каждому времени года.

<


В центре комнаты - камин с великолепной резной работой. Над всем главенствует фигура, изображающая любовь. Ниже - фигуры любящих пар, которые охотятся, сидят у огня, просто беседуют. И замечательная надпись по-латыни  " Любовь завоевывает все, заставляет во всем уступать любви".




Проходим дальше. На фотографии 1886 года - Леди Бьют со своими детьми. Именно для них предназначалась  ДЕТСКАЯ КОМНАТА.
"Детский рай" - так называли ее современники. У Маркиза и Маркизы Бьют было четверо детей - три сына Дамфрис, Ниниан, Джон и дочка Маргарет. В этой комнате они играли и занимались уроками с гувернанткой мисс Роберт. Детская комната имела свой собственный штат. В ней хозяйничала кормилица, которой помогали две прислуги - валлийка и француженка. Они разговаривали с детьми только на своих родных языках . (И это в те годы, когда валлийский язык был под негласным запретом! )
Великолепные фризы, выполненные Бургесом, датируются 1879 годом. На них необычные иллюстрации к детским басням и сказкам. Здесь мы можем увидеть Аладдина, Али Бабу, Робинзона Крузо, Спящую красавицу и много других любимых детских героев.




Жаль, что не виден камин. На нем изображена фигура Славы с крылатым глашатаем, у которого две трубы, направленные в разные стороны. Все в этом удивительном замке символично, - каждая фигура, каждая скульптурная группа, каждое изображение может рассказать о многом. К сожалению, рассказ нашего экскурсовода по Замку был очень краток и поверхностен. И я буквально счастлива, что приобрела небольшой путеводитель, благодаря которому узнала столько интересного. А теперь делюсь этим с вами. Так вот, фигура Славы в Детской комнате абсолютно не случайна. Во времена викторианской эпохи была чрезвычайно популярна поэма большого английского поэта XV века Джеффри Чосера "Храм славы". Суть  поэмы в том, что большая  известность могут привести не только к славе, но и к опасным последствиям. Поэтому-то медные трубы глашатая славы направлены в разные стороны. Согласитесь, что очень показательно, особенно для детей.
Четвертый Маркиз Бьют переделал эту комнату в спальню, поэтому  детская мебель и игрушки детей Бьюта не сохранились. То, что выставлено здесь, это оригинальные вещи, отражающие жизнь и забавы детей конца XIX века, которые взяты напрокат из Музея Валлийской жизни в Сант-Феганс (Где я была, и если будет желание, могу рассказать! Правда, там несколько не по теме красоты.)

А теперь переходим в шедевр Вильяма Бургеса - АРАБСКУЮ КОМНАТУ.




Вроде бы - не очень примечательно. Но поднимите голову вверх!




Как бы предчувствуя свою кончину, Вильям Бургес создает этот ювелирный шедевр, который предназначался скорее всего для любования и восхищения, чем для какого-либо практического применения. Во  всем здесь чувствуются черты мусульманской архитектуры.  Уникальность этой комнаты создает великолепный "сталактит", для создания  которого пришлось увеличить высоту башни. Он выполнен из позолоченной древесины и обильно украшен всевозможными животными и  птицами. Камин выполнен из белого мрамора с инкрустацией полудрагоценными камнями. На нем вырезана латинская надпись: "Маркиз Джон Бьют построил  в 1881, Вильям Бургес проектировал ."Особенно много здесь попугаев - излюбленной птицы архитектора.




Во всем  чувствуется аромат турецкого гарема. Очень интересны деревянные противомоскитные сетки на окнах. Пол покрывает итальянский мрамор. На стенах - стеллажи для коллекции фарфоровых статуэток Маркиза Бьюта, дверцы которых сделаны из черного дерева и самшита.
Вокруг стен Бургес разместил низенькие сиденья. Но в этой комнате, как правило, никто не сидел. Хозяева водили сюда гостей только для того, чтобы полюбоваться этим произведением декоративного искусства. Исключение было сделано для короля Эдуарда VII, который пил здесь кофе после обеда  в Банкетном зале.
Четвертый Маркиз Бьют очень интересовался Востоком, так что эта комната оказалась в его вкусе. Он изучал арабский язык и даже построил для себя дом в Танжере в 1920 году, куда часто ездил  между двумя Мировыми войнами. Кроме того, он написал и издал книгу о блюдах Марокканской кухни. 
Ну что, захватило дух? А представьте, каково было мне среди этого великолепия.Несколько лет прошло, а до сих пор вспоминаю с превеликим удовольствием.




Банкетный зал -  самая большая комната Кардиффского замка.  Это был самый грандиозный проект Маркиза Бьюта и архитектора Бургеса. Для того, чтобы его воплотить в жизнь, пришлось значительно переделать  часть Замка. Первоначально здесь находилось семь спален, которые были разрушены, чтобы создать это великолепное помещение.




Декоративная тема Банкетного зала - средневековая история Замка. Проект был начат в 1872 году и завершен в 1890 году.
В центре зала - огромный каменный камин, на котором изображена фигура всадника на фоне  Кардиффского замка . Это Роберт , по прозвищу "Консул",сын Короля Генриха I,  направляется сражаться с врагами. Чуть ниже - в маленьком окошечке, за тюремной решеткой - Герцог Нормандии, сын Вильгельма Завоевателя. Он находился в тюрьме Кардиффского замка в течение восьми лет, здесь же и умер в 1134 году.  Роберт "Консул" сыграл важную роль в Гражданской войне XII столетия, которая велась за оспаривание Английского трона.




Настенные фрески освещают эти события. Они  выполнены близким другом Бургеса - художником Горацио Лондсдейлом. Они также сотрудничали при изготовлении цветных оконных витражей. В украшении потолка использованы геральдические щиты, в основном Шотландские. Маркиз Бьют очень гордился своим шотландским происхождением.







Великолепные резные панели и буфет были изготовлены из грецкого ореха в мастерских Замка.




Вот этот знаменитый ореховый буфет.




Когда семейство находилось в своей Кардиффской резиденции, Банкетный зал использовался для всевозможных развлечений. Бьюты были страстными любителями валлийского пения, и очень часто устраивали здесь музыкальные вечера с хором и арфистами. Королевские особы довольно часто посещали это помещение. Здесь были Король Эдуард VII и Королева Александра, Король Георг V, Король Эдуард VIII, Королева Елизавета II, Принц Чарльз и Леди Диана, Принцесса Уэльская.
В Банкетном зале проводят не только экскурсии. Для высокопоставленных особ или же для очень богатых, за баснословную цену, здесь  устраиваются «средневековые пиршества».




Наверное, хватит на сегодня. Не знаю,как вы, а я уже устала от обилия своих воспоминаний. Осталась еще спальня Бьюта со всеми прилегающими помещениями, маленькая обеденная комната, библиотека, часовня. А еще я хотела подняться с вами на донжон и оттуда посмотреть на этот удивительный сказочный замок - драгоценную шкатулку, выполненный с такой любовью и мастерством.
Продолжение следует!

викторианский стиль, красивое, история архитектуры

Previous post Next post
Up