А что это мы с вами пятницу, 13 пропустили? Не поужасались и неподрожали? Это не дело, надо наверстывать.
Неизвестный немецкий художник 1620
Vanitas vanitatum et omnia vanitas " ("Суета сует - всё суета!").
Я тут болтала намедни в камментах, обсуждали мы натюрморт с черепами Жерико. И решила я найти еще таких натюрмортов, вроде бы попадались на глаза. Оказалось, что их просто масса! И жанр такой отдельный есть, называется «Vаnitas». Целый ряд художников практиковались в этом жанре, даже целыми семьями - как братья Питер и Харвен Стенвики. На натюрморты с черепами была просто повальная мода. Пошло это дело в 17 веке из Голландии - родины классического натюрморта, а затем переметнулось во Францию, Британию и другие страны.
Альберт ван дер Шур 1660-е
Антонио де Пареда
Что же это за сомнительное удовольствие - украшать цветочками и ленточками черепа? Никак страсть к шокированию публики и тяга ко всему ужасному и неизведанному двигала художниками? А вот и нет! Жанр не зря называется «Vаnitas» - «суета, тщеславие». Такие картины призваны были поучать, напомнить о бренности всего материального. Поводов не забывать о смерти у людей, живших в 17 веке в Европе, было немало: 30-летняя война, война между Англией и Францией, чума в Лондоне, Нидерландская революция, диктатура Кромвеля и казнь короля Карла Первого, наша Смута и т.д.
Арнольд Карл Балдингер 1872
Крест - символ духовности и религиозности, даже прямое на них указание, появился в ВАНИТАС довольно поздно. А вот сургучная печать - знак тайны, приверженности к тайным знаниям либо невозможность к ним приобщиться - использовалась еще на заре жанра
После отгремевших религиозных воин особо популярной была идея возрожденной духовности на фоне смертности, бренности всего материального и главенства религиозной мысли.
Вначале черепа рисовали на оборотной стороне обычных светских портретов, затем они перешли в самостоятельный жанр. В первое время их изображали в центре картины, крупными, нередко в нишах, остальных предметов было немного. В дальнейшем композиции становились все менее лаконичными, символы - все более глубокими и многозначительными. В период своего расцвета ВАНИТАС превратились в пышные и красочные полотна, изобилующие символикой и атрибутами, иногда даже чересчур перегруженные множеством деталей. Чтобы разобраться в этих символах и научиться читать их, я предлагаю посмотреть сами работы.
Бартоломеус Брейн Старший, кон. 16 века
Это одно из первых изображений в жанре ВАНИТАС. Предметов мало. На поучительный характер изображения указывает надпись на листке справа - что-то вроде "моменто мори", помни о смерти. Череп помещен в нишу, так делали в ранних работах. Погасшая свеча указывает на угасание жизни. Муха на черепе - знак зла, нечистоты, тлена.
Ван "Утрехт" Адриан, 1642
В более поздних работах череп смещается в сторону, деталей становится больше. В букете мы видим как живые и свежие цветы, так и увядающие - намек на недолговечность цветения и юности. Символами увядания служили и гниющие фрукты. Роза - символ телесной страсти, тюльпан - воплощение необдуманной расточительности (в Голландии за несколько луковиц тюльпанов редкого сорта можно было купить приличный дом).
Венцель Лоренц Райнер, 1710
Книги и писчее перо - символ наук.
Вильям Клас Хеда 1628
Курительная трубка - очень частый атрибут, а также опрокинутый пустой бокал - символы кратковременности и эфемерности земных удовольствий. Нож - символ уязвимости, также иногда мог символизировать мужское начало. Слева - угасающая жаровня, в которой еле теплятся угли. Она, также как и погасшие светильники и затушенные свечи, означает угасание жизни.
Девид Бейли "Ванитас с автопортретом", 1651
Автопортреты - не такое частое явление жанра, но оно иногда встречаются. ВАНИТАС иногда были частью исторических полотен, аллегорий и жанровых сцен.
Якоб (Жак) де Гейн старший
Тоже ранняя работа. Насколько я могу судить, шар над черепом может быть мыльным пузырем - символом уязвимости, хрупкости и недолговечности. Деньги на полке - символ богатства, которое нельзя забрать с собой в могилу. Тюльпан в вазе - вы уже знаете, прощальный дымок из погасшего светильника - жизнь истлела, душа, как дым покидает этот мир.
Жак Линар 1644
Гвоздики - брак, материнство.
Жан Давид ле Хим
Слева мы видим часть доспехов - "оружие и воинская мощь так же тленны, как и все материальное"
Он же
Лопнувший гранат - символ плодородия или искупительной жертвы Христа (усиливается наличием распятия справа)
Он же
Музыкальные инструменты - символ вечного искусства, опрокинутая чаша - то же, что и бокал. Пустые раковины означают то же, что и череп - здесь раньше была жизнь, но теперь ее нет! Слева от раковины - механические часы, которые напоминают о скоротечности времени. Дым из жаровни иногда символизировал улетающую душу, а иногда - призрачность надежд.
Он же
Символы искусства (скульптуры), наук (книги) и поучительная надпись. Лавровый венок - символ поэзии.
Он же, 1685
Здесь мы видим множество символов - книга, угасшая свеча, курительная трубка, но черепа нет. Но это тоже ВАНИТАС. Символика жанра позже еще долгое время использовалась в обычном натюрморте. В левой части букета мак - символ смерти и забвения. Мы видим устрицы рядом с лимоном - это символы сексуальных наслаждений. Правда, устрицы могли иметь и другой смысл - вскрытая раковина символизировала обнаженную душу.
Корнелиус Норберт Гейсбрехт.
Справа - блюдце и трубочка (сделано из створки раковины) для выдувания мыльных пузырей.
А вот еще, очень похоже:
Перевернутые песочные часы - время вышло. Колосья обозначают возрождение, бессмертие души. Вообще, Гейсбрехт очень любил вот такие "обманки" - "ВАНИТАС вдвойне" - иллюзорность жизни подчеркивается тем, что изображение написано на написанном холсте. Еще его работы:
Корнелиус Гейнсбрехт, 1650
Тут тоже колосья. Зубами череп, кажется, держит флакон с румянами или пудрой (или часы). Косметика означала кратковременность физической красоты. Розовый шарф тоже подчеркивает, что эта аллегория - женская.
Он же
Он же
Н.Л.Пешье
Портреты, письма символизируют человеческие взаимоотношения.
Он же
Деньги и синий кошелек, колосья, погасший факел, ноты (символ искусства), песочные часы, сургучная печать - все это вы уже знаете.
Он же 1650-е
Не знаю кто, но чудесно!
ПС. Уже узнала - Антонио де Пареда, и это только часть его большой картины (полностью будет в следующем посте)
Маска подчеркивает, что она осталась, а лица уже нет. Оружие, как и доспехи - армейская мощь - ничто перед лицом смерти. Украшения - то же, что и деньги - они остались в этом мире, а человек не сможет остаться навсегда.
Хендрик Андерсон 1650
Короны, тиары и другие символы власти в ВАНИТАС показывают, что перед смертью все равны. Глобус - символ наук. Мыльные пузыри - мы уже знаем. Ветка репейника справа от черепа, как и другие колючие растения, намекают на земные страдания, не чуждые никому.
Неизвестный автор
Бутылка, как и курительная трубка указывают на тягу к земным удовольствиям, пьянству. Дымящийся шнур здесь то же, что и фитилек светильника или свечи. Плющ, как и колосья - символ возрождения, вечной жизни после смерти.
Неизвестный автор
Петер ван Лир "Мистическая сцена с автопортретом", 1638
Жуткая вещь, правда?
Питер Клас
Зеркала и зеркальные шары - символ тщеславия. А еще они говорят - земная жизнь так же эфемерна, как отражение. Разбитый грецкий орех - символ бедности, а в религиозном плане - символ распятия.
Он же
Ключ - раскрытие тайн (жизни). Если ключ сломан - тайна так и не раскрыта.
Здесь изображен изогнутый ключ - ключ к часам, с которыми он соединен лентой, они были вот такой формы.
Питр Клас 1630
Тут тоже такой ключ.
И здесь.
Он же 1636
Любимый бокал Питера Класа - он фигурирует во многих его ВЕНИТАС. Он был отличный натюрмортист, даже без черепов - посмотрите в Сети!
Петер ван Рестретен, втор.пол 17го
Посередине - видимо, погребальная урна. Шишка - символ бессмертия.
Петер Симон старший 1650-60-е
Сразу два вида часов - механические и песочные, уже знакомый нам ключик. Портрет и роза рядом - символ страсти к вполне определенной женщине.
Питер Стенвик 1640
Питер Стенвик, 1650-е
Берет, лавровая ветвь, поэма - аллегория поэзии.
Хармен Стенвик 1640
Он же
Себастьян Стокопф, 1641
Тут мы тоже уже все знаем: лютня (не тыква это!), глобус, доспехи, чаши, бутылка, книги. На заднем плане открыта форточка - окно в загробный мир.
Он же 1627
Лекарства и медицинские инструменты - символ болезней.
Симон Лютихус, 1650-е
Кажется, слева изображен Карл Первый. Его казнили в середине 17 века, после чего его портрет стало модным вставлять в ВАНИТАС
Он же 1630-е
Анатомические рисунки, как и портреты, и письма - символ человеческих отношений.
Симон Ренар де Сен-Андре
Игральные карты и игральные кости - неправильно избранные жизненные ориентиры. Бабочка (на розе) - символ спасения души.
Он же, 1650-е
Он же
Череп с лежащей отдельно нижней челюстью, выглядит особенно сиротливо и печально.
Он же
Филипп Сауэрленд
Вишни и инжир - плоды, символизирующие вожделение.
Филипп де Шампань, 1650
Франциск Гисбрехтс
Золотые и серебряные чаши - земные блага. Красная лента - грехи людские
Он же 1660-70-е
Хендрик Андерсон, 1650
Он же
Шарль Эмануэль Бизе
Эдвард Колье
Он же
Персики справа - плод грехопадения, блуда, как и виноград
Он же
Справа, чуть ниже глобуса, некий странный предмет - сумка, фляга? Он кочует из натюрморта к натюрморту Колье. Что это, я не знаю, но если увижу, буду знать, кто написал картину.
Он же. 1704
Королевские регалии, портрет Карла Первого и череп, выглядывающий из-за книги как бы украдкой.
Эдвард Колье, автопортрет
Он же
На переднем плане - офорт с изображением Микеланджело
И бокальчик у Колье тоже был любимый.
Энтони Вейс, 1824
Стилизация под старое изображение
Юлиан ван Стейк, 1670
Якоб Марель, 1637
Бабочка - вы знаете, а вот стрекоза, как и муха - символ зла и темных сил. Очень часто на барочных натюрмортах мы встречаем полуочищенный лимон - символ телесной красоты и вожделения, внутри которого горечь и разочарование. Ящерица - хитрость, увертки, дьявольское животное, как и мышь.
Ян ван Дален Второй, 1663
Попробуйте здесь еще найдите череп!
Ян ван Кесель де Од, 1670
Очень мне нравится! Может, из-за розочек, символов страсти и вожделения? Слева внизу по столу карабкается гусеница, и еще можно видеть бабочек - стадии жизненного цикла насекомого символизируют возрождение.
А теперь я вам покажу относительно современные работы. Их сложно назвать ВАНИТАС в полном смысле слова, хотя...
Энди Уорхол, 1976
Винсент Ван-Гог, 1887
Илья Машков, 1914
К слову, лошадиные черепа так же использовали в ВАНИТАС в эпоху расцвета. Пикассо тоже их любил.
А вот и Пикассо
Поль Сезанн - горячий поклонник жанра!
Он же
Он же
Сейчас художники тоже нередко прибегают к этому жанру, стараясь придерживаться стилистики, либо трансформируя формы по своему усмотрению. На мой взгляд, тема бренности и суетности существования вечна, однако в отрыве от исторического контекста она лишается особого аромата эпохи.
Пересмотрите картинки еще раз - они стоят этого. Рада, что мы о них поболтали. Во первых, если тема для вас нова, как для меня, вы теперь уже никогда не будете смотреть на натюрморт эпохи барокко, просто как на кучу фруктов, вазочек и цветов, отныне вам станет понятен их тайный смысл. Во-вторых, если вы уже знали про этот интересный жанр, никогда не лишне подумать о вечном!
Спасибо за внимание!