25 июня 1852 года в испанском городе Реус родился Антонио Гауди.
Если вы никогда не слышали об Антонио Гауди, значит, вы ничего не знаете о современной архитектуре, потому что Гауди это и есть сама архитектура, ее альфа и омега, величина планетарного масштаба в мире строительства и дизайна.
Есть люди, которые однажды придумывают то, чем другие люди, миллионы и миллиарды людей пользуются потом на протяжении всего времени, из поколения в поколение передавая полученные однажды знания. Мы не задумываемся о том, кто придумал колесо или кто, например, придумал форму современных диванов с подушками вместо спинки. Чтобы сидеть на них нам совершенно не обязательно знать имя дизайнера. Огромные количество вещей, форму современных гаджетов и моделей одежды, силуэты машин и много чего еще мы воспринимаем как само собой разумеющееся. Но ничто не берется из ниоткуда. Всегда есть люди, стоящие у истоков любого направления. Всегда есть первооткрыватели, стоящие в самом начале пути. Антонио Гауди именно такой человек. Без остатка посвятив свою жизнь одному городу - Барселоне и одной своей страсти - архитектуре, он оставил после себя гигантское творческое наследие. Его работы даже сейчас, в двадцать первом веке, выглядят пришельцами с других планет, настолько новы и неординарны были его идеи и его подход к строительству. Я много раз бывал в Барселоне и неплохо изучил этот город, но каждый раз, проходя или проезжая мимо строений мастера, я непроизвольно поворачивал свою голову, провожая взглядом эти шедевры под открытым небом.
Гауди гениален. Намного опередив свое время, он создавал немыслимые для той эпохи вещи. Так, например, он придумал свою сложную безопорную систему перекрытий лишь для того чтобы не «резать» помещение на части стенами или столбами и только через сто лет появилась первая компьютерная программа способная производить подобные расчеты. И подобных изобретений у Гауди несколько сотен. Как он работал? Когда я первый раз увидел в Барселоне небольшие модели зданий, колонн, перекрытий и других вещей, созданных самим Гауди, я был удивлен, насколько все было на первый взгляд просто сделано. Вот пример его расчетов колонн в соборе Саграда Фамилиа - подвешенные на ниточках мешочки с песком. Нитки связаны и переплетены между собой и вот, вуаля, результат:
Следующий экспонат , как я понял, демонстрировал как Гауди работал с гнутыми поверхностями. И тут все те же ниточки:
Закрученная колонна? Пожалуйста, только где тут мои ниточки?
тут нужна перемычка? легко:
крутим - вертим...
Согласитесь все придумано очень просто и эффективно. И подобных «простых» изобретений у Гауди несколько десятков, если не тысяч. Каждая сложнейшая колонна, каждый закрученный лепесток или пилястра, все имеет свой точный расчет, проверенный не только на бумаге, но и на множестве моделей. И заметьте, на дворе конец 19 века. Никакой электроники.
Неиссякаемые идеи Гауди казались нереальными для воплощения в реальности, а его невероятные изогнуты формы подчас ставили в тупик, бросая вызов архитектурной моде и тенденциям того времени. «Вы хотите знать, где я нахожу свои модели? Каждое дерево несет ветви, а они в свою очередь побеги и листья неповторимые в своей гармонии. Великий творец бог создал всех их». Действительно, кто хоть раз видел работы Гауди, непременно обращал внимание на "природность" и естественность его зданий. Бесконечные завитки в форме раковин и листьев, переливы воды, спадающие "водоросли" из металлической ковки, натянутые жилы и хребты животных и многое, многое другое.
вот модель одного из его зданий под названием Ла Педрера или "каменоломня". Посмотрите какие линии и формы:
оно же "вживую" во всей красе:
Детали от которых невозможно оторвать взгляд. Заметьте, все эти каменные глыбы в то время обрабатывались вручную:
(В один из приездов мы с женой жили в минуте ходьбы от этого здания, но каждый раз оно мне казалось почему-то не реальным. Интересно, я один такой?)
внутри Ла Педреры сейчас музей и интерьеры той эпохи:
на крыше: (обратите внимание на трубы воздуховодов, стилизованные под рыцарские головы)
ну и мы тут с дочкой присели отдохнуть:
Гауди был одним из основоположников стиля "модерн", основными признаками которого являются асимметрия, закрученные волнистые линии и близость к природе как к первоисточнику. Здания сооруженные Гауди настолько органично вписываются в окружающий пейзаж что кажутся делом рук природы, а не человека. Вот одна из его первых работ - Каса Калвет. Несмотря на "пробу пера" уже тут видны зачатки его узнаваемого стиля:
Ну и конечно, величайшим творением А. Гауди является его Собор Святого Семейства, здание над которым он работал более сорока лет. К сожалению, величайшему проекту архитектора не суждено было состояться при его жизни.
детали собора можно рассматривать очень долго:
убитый младенец:
северный вход в собор:
витражи внутри собора:
колоннада внутри собора:
Всю свою взрослую жизнь архитектор прожил в одном городе, Барселоне, которую он любил, пожалуй, только наравне с архитектурой. Почти все работы мастера находятся в одном этом городе. 7 июня 1926 года 73-летний Антонио Гауди вышел из дома, чтобы отправиться к церкви, прихожанином которой он являлся. Рассеяно проходя между улицами Жирона и Байлен, он был сбит трамваем и потерял сознание. Ни водитель трамвая, ни проезжающие извозчики, никто не опознал в неопрятном старике городскую знаменитость и опасаясь что безденежный старик не сможет оплатить проезд, оставили его лежащим на улице. Спустя некоторое время, Гауди все же доставили в госпиталь где ему была оказана лишь примитивная медицинская помощь. На следующий день умирающего Гауди нашел и опознал капеллан собора Саграда Фамилия. Но к тому моменту состояние Гауди уже ухудшилось настолько, что даже лучшее лечение не могло ему ничем помочь.
Гауди умер 10 июня 1926 года и двумя днями позже был похоронен в крипте недостроенного им собора.
википедия о Гауди:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E0%F3%E4%E8,_%C0%ED%F2%EE%ED%E8%EEрусскоязычный сайт о творчестве и жизни архитектора:
http://gaudi-barselona.ru/ _____________________________________________________________________________________________________________
все фотографии и текст используемые в данном посте являются моей собственностью (сфоткано и написано собственноручно). При копировании всего материала или его части ссылка на источник обязательна иначе не поздоровится.