Сегодня я хотела бы показать вам некоторые работы мастера ручной росписи по шелку Кимуры Узана, который при жизни удостоился звания "Живое национальное достояние Японии" за разработанное им новое направление в старинном и традиционном стиле ручной росписи шелка "кага-юзэн".
Кимура Узан (木村 雨山) родился 21 февраля 1891 года в городе Каназава (столица префектуры Ишикава). Настоящее имя - Кимура Бунджи.
После завершения Ishikawa Prefectural Industrial Supplementary School (можно я не буду это переводить? очень уж коряво получается), где он изучал дизайн и живопись, Кимура становится учеником Уэмура Матсутаро - старого мастера традиционного стиля кага-юзэн (加賀友禅).
Кага-юзэн, как следует из названия, был разработан в Кага-хане (теперешняя префектура Ишикава), которым заправляла богатейшая и влиятельнейшая после Токугав семья Маэда.
Первые наработки были сделаны мастерами-красильщиками шелка еще в середине 16го века. А в начале 18го столетия обогатились знаниями и мастерством приглашенных учителей из Киото. Все вместе дало неповторимый и благородный стиль, высоко ценившийся во времена Эдо.
Основные пять цветов традиционного кага-юзэн - индиго, ярко-алый, насыщенно-желтый, темно-зеленый и королевский фиолетовый. Остальные цвета достигаются смешением этих пяти основных.
Отличительной особенностью стиля кага-юзэн считается плавная градация цвета и его оттенков в пределах одного элемента рисунка, что позволяет картине в целом выглядеть более естественно и благородно.
Образец типичного дизайна и цветов кага-юзэн.
Одновременно с изучением искусства окрашивания шелка, Кимура Бунджи брал уроки традиционной живописи у мастера школы "Нан-га" Ониши Кинйо.
"Маленькая собачка". Рисунок Кимуры (время создания неизвестно).
"Лев". Свиток авторства Кимуры Бунджина, 1919 год.
В 1923 году Кимура становится независимым мастером росписи шелка и берет имя "Узан".
Кимура Узан не только достиг совершенства в традиционной технике кага-юзэн, но и начал разработку собственного стиля, включая в традиционный дизайн (довольно условный и полный символизма) элементы естественного, характерного для реалистичной живописи вида и цвета. Тонкость перехода от оттенку к оттенку стала визитной карточкой молодого мастера.
Кимура Узан начал выставлять свои работы на национальных и международных выставках с 1934 года. И практически ежегодно с того времени получал награды за свои работы.
Фурисодэ (кимоно для молодой несовершеннолетней девушки) 1936 года.
.
Фурисодэ, 1937 год.
Оцените, как плавно меняется цвет на листьях и плодах овощной дыни. Как натурально, живописно и удивительно современно выглядят насекомые и растения.
Заслуга Кимуры Узана еще и в том, что он один из первых начал вводить в традиционный и очень условный рисунок росписи элементы реалистичного.
Кимура создал собственный символизм и хорошо узнаваемый стиль, который оказал сильное влияние на следующие поколения мастеров росписи шелка. Существует и по сей день целая плеяда учеников и последователей мастера.
Помимо росписи шелка для кимоно, Кимура Узан создавал и картины на шелке в той же технике. Некоторые из них были оформлены в виде традиционных ширм и экранов.
В 1955 году Кимура Узан за свои заслуги был удостоен звания "Живое национальное достояние Японии".
Кимура Узан в конце жизни.
Умер мастер 9 мая 1977 года.
Большинство сохранившихся работ Кимуры Узана находятся в музеях и частных коллекциях. Кое-что удалось собрать по Интернету.
Небольшая галерея работ Кимуры Узана:
1.
Ширма "Музыка весны и осени", 1935 г. Кага-юзэн.
2.
Двустворчатая ширма "Две лошади", 1938 г. Кага-юзэн.
3.
Картина "Длинная и насыщенная жизнь". 1941г. Кага-юзэн.
4.
Хомонги (кимоно для визитов) "Косяк рыбы", 1955г.
5.
Пояс оби. 1955г.
Птичка на рисунке пояса.
6.
Ширма "Играющие дети", 1949г. Кага-юзэн.
7.
Хомонги "Утки", 1955г.
Фрагмент хомонги "Утки".
8.
Хомонги "Ирисы", 1968г.
9.
Фурисодэ "Цветы", 1970г.
10.
Куротомэсодэ (парадное кимоно замужней женщины) , 1971г.
11.
Куротомэсодэ, 1973г.
12.
Картина "Райская птица", 1974г.