Церковь Ильи Пророка

Apr 21, 2013 17:09

Вчера мне вновь посчастливилось побывать в ярославской церкви Ильи Пророка. Вообще-то она летняя, неотапливаемая, в апреле для посетителей еще закрыта, но для нас сделали исключение. Холод просто пронизывал, и уже через 15 минут любование церковью превратилось в подвиг. Но именно благодаря тому, что температурный режим постоянен на протяжении столетий, а служба в храме ведется один раз в году, росписи здесь сохраняются почти идеально. Открыли двери, включили свет - и дух перехватило от ощущения чуда:






Из дольнего мира, с его дорогой в весеннюю распутицу из Москвы в Ярославль, мы сразу перенеслись в мир горний. Небесный синий цвет, мерцание золоченых деталей, цветы и травы в декоративных мотивах - все это плотно окружало нас со всех сторон:




Лицезрение этого праздничного мира естественно начинается с иконостаса, полностью отгораживающего восточную часть храма. Церковь Ильи Пророка была освящена в 1650. Первый иконостас до нас не дошел, поскольку после страшного ярославского пожара в 1658 году, когда загорелась деревянная кровля храма, иконы сильно пострадали. Какие-то удалось восстановить, а большая часть образов была написана заново на старых досках мастером Федором Зубовым.




Пышная, рельефная, а местами и сквозная резьба иконостаса датируется 1696 годом. Главный ее мотив - виноградная лоза, символизирующая Христа: http://cicerone2007.livejournal.com/32859.html#cutid1







В верхнем ряду иконостаса изображены библейские праотцы, ниже располагаются пророки. Между пророческим и главным рядом иконостаса, деисусным чином, в храме Ильи Пророка располагались небольшие иконы, принадлежавшие членам семьи купцов Скрипиных, строителей и устроителей великолепного храма. Под Деисусом - праздничный ряд:




На уровне Царских врат находятся местночтимые иконы:




Над северной дверью можно увидеть икону, оставшуюся от первого иконостаса: Деисус с юным Спасом Эммануилом:




Раньше я не задумывалась об истории строительства этого грандиозного храма, а она по-своему замечательна. Церковь возводилась и украшалась на средства богатой купеческой семьи Скрипиных. Дело в том, что род Скрипиных пресекался. Старший брат Иоанн и сестра Иулиания приняли монашеский постриг. Дети братьев Иоанникия и Вонифатия умерли. В храме, под приделом Гурия, Самона и Авива была устроена семейная усыпальница, где и были похоронены восемь членов семьи Скрипиных. Строительство храма вели братья Иоанникий и Вонифатий. Оба они умерли в 1660 году. Вдова Вонифатия Улита продолжила их дело. В 1680 году она пригласила для росписи храма костромских мастеров Гурия Никитина и Силу Савина, которым помогали ярославские фрескисты, чьи имена сохранились в круглом клейме на южной стене храма. Так возник этот храм, созданный «в вечный поминок» купеческой семьи.




Гурий Никитин и Сила Савин руководили большой слаженной артелью. Это позволило им расписать огромный храм за одно лето. На сводах мы видим главные евангельские сюжеты. В центральном куполе изображена Новозаветная Троица («Отечество»):




На стенах храма находятся евангельские притчи, сцены чудес Христа. Ниже располагаются сюжеты из деяний апостолов. Еще ниже - житие Ильи-пророка. А лучше всего можно рассмотреть пятый ярус фресок, повествующих об ученике Ильи - пророке Елисее. Надо сказать, что сюжеты в истории Елисея попадаются очень занимательные. Вот две сцены. Слева Елисей «исправляет» воду в Иерихоне. А справа он идет в Вефиль. Цитирую главу 2 из 4-ой Книги царств: «Когда шел он дорогою, малые дети вышли из города, и насмехались над ним, и говорили ему: иди плешивый! иди плешивый! Он оглянулся и увидел их, и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два ребенка».




Рассматривать эти росписи можно бесконечно, изумляясь, умиляясь, любуясь. И не только самими библейскими сюжетами, но и деталями реального мира, который активно завоевывает стены храма. Самая известная сцена - «Жатва» у меня получилась нерезко, но и кроме нее росписи насыщены пейзажными мотивами, видами городов, архитектурными деталями, разнообразной утварью. А как хороши узорные штаны учеников и помощников Елисея!




Мир храма уподоблен цветущему саду не только благодаря вечному лету библейских сцен, но и благодаря цветам и побегам «полотенец» в нижней части стен:







Живая орнаментика фресок продолжается в декорировке дверей:




Хотя резное царское место перенесено в церковь Ильи Пророка из другой ярославской церкви XVII века, оно было создано тоже во второй половине столетия, а потому органично вписывается в интерьер храма:




Шестикрылый Серафим провожает нас:




Росписи приделов и галереи выполнялись ярославскими мастерами несколько позже, чем фрески основного храма. Здесь тоже целый мир, и начинается он с Дней творения:


история архитектуры, живопись

Previous post Next post
Up