Никогда не пытайтесь состязаться в благочестии и строительном рвении с вдовствующими королевами; напрасное это дело. Они выберут для стоительства несколько гектаров болотной трясины, забьют в это место тысячи дубовых свай (вырубив при этом окрестные рощи), пригласят из Франции умелых строителей, которые возведут обитель, а заодно с ними привезут и сестёр-цистерцианок для оживления монастырской жизни. А всё зачем? - "Так старость близится, надо же где-то хорониться!" Именно так действовала чешская королева Констанция Венгерская, вдова Пржемысла Отакара I, когда в 1233 году основала монастырь Porta Coelli, - врата, которыми она собиралсь вступить прямо на небо...
Вот этими... Портал базилики Успения Девы Марии (название тоже закономерно) - жемчужина, ценнейшая часть монастырского комплекса. Видимо, такое отношение сложилось ещё в средневековье, об этом свидетельствуют боковые опоры не сохранившегося защитного навеса или пристройки.
Базилика - единственный образец французского романо-готического стиля в Центральной Европе. Её построили в рекордные шесть лет (1233-1239 гг.), - королева очень спешила; но первым там был упокоен (в 1239 г.) её младший сын, моравский маркграф Пржемысл.
Саму Констанцию похоронили в алтароной части церкви через год, в 1240 г. Монастырь переживал расцветы и упадки: его разграбили гуситы в 1428-36 г., затем шведы во время Тридцатилетней войны, Император Иосиф II закрыл его в ходе монастырской реформы 1782 г., а коммунисты - в 50х гг. 20 в. Сёстры всегда возвращались на прежнее место. Сейчас здесь живут четыре монахини.
Гуситы навредили монастырю больше остальных погромщиков. Роскошную надгробную плиту Констанции выломали и, вытесав края, использовали в качестве крышки колодца. Пожтому теперь точное место захоронения основательницы не известно. Мирская слава проходит и после смерти...
Верхняя часть портала, вимперг, наиболее сложна и торжественна. От колонн восходят десять поясов с растительным орнаментом.
Одинадцатый, ближний к Христу пояс образовывают пары драконов. По сторонам восседающего Христа стоят молящиеся Иоанн Креститель и Дева Мария, внизу коленопреклонённые Констанция и её сын король Вацлав I приносят в дар здание монастыря.
По сторонам двенадцать апостолов. Вся композиция выглядит как мозаика разных эпох: оригинальные части - жёлтого цвета, фигуры из красного песчаника поставили после гуситского разгрома 15 в., а головы апостолов - результат последней раставрации 2000-2002 гг.
Кто стоит на траве, кто попирает собак или льва. Ключ к идентификации?
Монахини активно занимались сельским хозяйством (им принадлежали обширные виноградники), поэтому в украшении использовано много растительных мотивов.
Дракон с изогнутой головой
Утка?
Сторожаших Небесные Врата львов посадили в уродливые домики-навесы. Будем надеяться, что это сохранит им долголетие. Этот лев более поздний.
А этот сидит здесь с момента основания храма..
...крепко сцепив в своих лапах тело грешника.