Буковинский шедевр архитектуры (продолжение).

Oct 18, 2012 20:39






Продолжим нашу экскурсию с осмотра парка БЫВШЕЙ РЕЗИДЕНЦИИ МИТРОПОЛИТОВ БУКОВИНЫ И ДАЛМАЦИИ


Парк начинается сразу же за Дворцом митрополитов. На плане - вверху два красных кружка.



Никакого торжественного входа, - обычная тропинка,  и, наконец, то, что я видела с высоты второго этажа - передо мной.




В центре - памятник архитектору Йозефу Главке.
 Резиденция строилась 18 лет, но только первоначальные семь лет Главка руководил всеми работами. Похоже, что он вложил сюда всё свои и моральные и физические силы,потому что в 1869 году тяжело заболел. Вынужден был уехать лечиться на родину.Пытался через агентов руководить работами издалека,но  не получалось. Пришлось разорвать контракт.Несколько лет был прикован к инвалидному креслу. И только в 1880 году сумел вернуться к активной жизни. Но в Черновцы больше никогда не приезжал. Хотя вся Европа считал резиденцию митрополитов вершиной его творчества.
(Чувствую, что здесь кроется какая-то его личная трагедия).
Умер Йозеф Главка в 1908 году в Праге,где им была основана Чешская Национальная академия искусств. 
2008 год был объявлен ЮНЕСКО годом Йозефа Главки. Тогда же и был установлен этот памятник.



Сразу же за памятником - колодец,окруженный закрытой беседкой. Пишут, что из этого колодца когда-то по подземным трубам во Дворец к митрополитам доставлялась минеральная вода. Потом колодец был засыпан. Затем пытались его восстановить,но неудачные дренажные работы в 70-х годах повредили колодец окончательно, и теперь он бездействует.




Через  красивую арку выходим в парк.



Так как со мной был путеводитель, то было очень приятно удобно разместиться на  скамейке,дать отдых моим уставшим ножкам (не могла же я идти к митрополитам в кроссовках), и прочитать кое-какие сведения об этом парке.



Читаю, что при разбивке парка  были завезены экзотические растения. По сей день  сохранились редкие породы деревьев: красный бук,магнолии,катальпы,тис (тисом Буковина когда-то платила дань Турции),тюльпановое дерево. Чисто случайно одно из тюльпановых деревьев оказалось как раз с местом моего отдыха.
Увидеть бы еще,как оно цветет...



Замечательно, что многие деревья сохранились,так сказать, в первозданном виде. Возможно, уцелели они потому, что этот парк избрал для своих прогулок Никита Сергеевич Хрущев, который после войны был назначен в Черновцы первым секретарем обкома партии. Говорят, что специально для него в парковой ограде был сделан персональный проход. Не будет же член партии такого ранга ходить по одним тропкам с митрополитами. Хотя после 1944 года служителей культа здесь уже не было.



Вглубь парка я уже не пошла, так как знала, что не встречу там ни оленей,ни павлинов,ни зайцев и ни лисиц, которые свободно жили здесь до некоторых времен, пока на них не начали охотиться. Не покажу вам и водоём, по которому когда-то плавали лебеди и рядом с которым стоял таинственный грот, в котором в Пасхальную ночь прятали Плащаницу, чтобы потом торжественно, в скорбном молчании ,при мерцании зажженных свечей, нести в Церковь Трех Святителей.
Но белочки все-таки остались.И одну из них я подсмотрела.




Эта белочка напомнила мне, что я приехала в Черновцы совсем не для того,чтобы любоваться лесными жителями, которых и в моих Хмельницких лесах предостаточно.
Поэтому покидаем сад-парк и возвращаемся к последнему этапу нашей экскурсии -  бывшему Дворцу митрополитов.

Думаю, что вы еще помните, что мы должны идти только по боковым аллеям.
Напомню, - во времена проектирования и строительства резиденции, Буковина входила в состав Австрии. И,конечно же, перед архитектором Йозефом Главкой стояла очень непростая задача. Архитектура резиденции должна была соответствовать господствующей  религии в Империи. А это был католицизм. С другой стороны - должны были быть и элементы православия,так как это была резиденция православных епископов. И талантливейший Йозеф Главка блестяще справился с этой непростой задачей, добавив еще сюда и мотивы народного творчества.




Итак: 6 июля 1864 года Евгений Гакман торжественно заложил первый камень в фундамент резиденции - это была домашняя часовня епископа. На фотографии -   бело-серая башня. Домашняя часовня была освящена в честь покровителя Буковины - Святого Ивана Сучавского. (В Черновцах мне постоянно встречались дорожные указатели со странным названием - Сучава. Но теперь я знаю, что это румынский город, названный так в честь этого Святого).




Посмотрим внимательно на купол этой небольшой церкви. В нём все необычно. Что символизируют  странные трубы - подобно пушкам направившие свои дула на все стороны света - мне не удалось узнать. Возможно так символически показано,  что церковь всегда воюет против греха.  Но это только моя догадка.




А вот о форме этого "креста" кое-что выяснила. Экскурсовод объяснила, что в православном храме ориентация креста всегда север-юг, у католиков - восток-запад. Для того, чтобы объединить верующих всех конфессий и выполнен крест такой необычной формы.
Сейчас в бывшей часовне находится кабинет народоведения.




Любуемся каменными узорами.







Подходим ко входу в Главный корпус.




И опять - сплошые "ахи" и "охи".Пожалуй, каменные цветы смотрятся  гораздо живее и красивее натуральных.
Где-то читала, что первоначально эти стилизованные цветочки были покрыты позолотой. Но в известные времена  позолота как-то исчезла. А что тут удивительного? Помню, что увидев римский Колизей, я была в полном недоумении от многочисленных мелких пустот в каменных стенах. Оказалось, что это римляне выковыривали металл, который в те времена был в большом дефиците.




У входа - охранник. Самый настоящий. И если по территории резиденции вы можете гулять свободно, то во Дворец митрополитов можно попасть только с экскурсией, причем, вас обязательно пересчитают при входе и при выходе.А экскурсоводу вручат ключи от осматриваемых залов.
Вестибюль огромен и довольно-таки мрачен.

 


Немного скрашивают его мраморные доски с именами ректоров университета. По местным Правилам ректор избирался Ученым советом каждый год. Мне было приятно увидеть на белом мраморе знакомое мне имя - Раймонд Фридрих Кайндль. С его книгой "Історія Чернівців" я не расставалась всю мою поездку.




Мрачность и суровость вестибюля усиливали странные изваяния,некоторые из которых были без голов. Оказывается, это экспонаты проекта "Австрия(Европа)потеряла голову". Как-то не очень мне понятна идея  проекта. Возможно,это надежда на то, что Европа найдет все-таки свою голову, которую когда-то потеряла.



По пути заглядываю во все ответвления коридоров. Судя по развешенным флагам, здесь изучают иностранные языки.
Очень уж хотелось увидеть аудитории,где учатся студенты.




А вот ktaara повезло больше. Ей удалось подпольно заглянуть в аудиторию. С её любезного разрешения,размещаю эту фотографию.
Интересно,возможно ли привыкнуть к тому, что ты учишься в настоящем дворце?Лезет ли учеба в голову под этими цветными расписными сводами.



Но мы немного отвлеклись от нашей темы. Нас интересуют покои митрополитов, которые располагались на втором этаже. Вперед! по мраморной лестнице!







И вот наконец-то коридор,который ведет нас в Мраморный зал - сердце Дворца митрополитов.Согласитесь, что чем-то он напоминают лоджии Рафаэля в Эрмитаже.




Двери и пол в резиденции  сделаны из дуба. А вот пол в коридорах - из мореного дуба. Наводнения в этом регионе встречались довольно-таки часто. Вот и лежали многовековые дубы на дне реки Прут,дожидаясь своего часа. Мореный дуб по своему цвету и твердости подобен железу. Вот уж,действительно! -Строили на века.



Первым осматриваем Мраморный зал. Конечно,современные стулья и прочая символика сделали своё дело. Раньше это был Синодальный зал - самый красивый зал в Европе.
Зал так огромен, что во времена больших Церковных праздников здесь проводились богослужения.




В книге, уже упомянутого мной Кайндля, увидела картинку,благодаря которой можно себе представить,как выглядел Синодальный зал в те времена. Зал украшали разные породы мрамора красно-розовых и коричневых тонов. Все стены были расисаны фресками художника Карла Свободы, которые изображали историю буковинской православной церкви. Пол устилали три огромных ковра,вытканные на специальных ткацких станках. На этих станках одновременно работали 40 (!) ткачей.




На потолке висели 2 серебрянные люстры с хрустальными подвесками на 120 свечей,4 люстры на 32 свечи,36 настенные лампы на 3 свечи. (Вот для чего был нужен свечной заводик!)Люстры были изготовлены венскими мастерами.




И вся эта красота сгорела в 1944 году, когда в Черновцы вошли советские войска.
Мраморный зал был отреставрирован в 1956-1963 г.г. Но ни люстры,ни великолепные фрески,ни картины Бучевского,конечно,восстановить уже было невозможно.
Рядом находилась библиотека митрополитов. Она также полностью сгорела в 1944 году. По рассказу Снигура И.Н. -засл.мастера народного творчества,коллекционера,краеведа,журналиста ( "Місто моєї любові" В. М. Селезінка ) библиотеку сожгли "советы". Недалеко от резиденции был вырыт специальный котлован, в который по ночам свозили старинные иконы,рукописи, портреты,картины и множество книг. Рядом была выставлена охрана.Горело 2 недели. Высота огня достигала двадцати метров.




Во Дворце митрополитов был зал с коллекцией фарфора - китайского,саксонского и российского.Было много золотой и серебрянной посуды,ритуальных предметов,церковной утвари.Кроме того, были залы с картинами художника Бучевского. Всё это бесследно исчезло в том же 1944 году.




Переходим в Красный зал,где раньше просходили заседания Священного Синода, а теперь - заседания Ученого Совета.
Обратите внимание на эти круглые белые пятна на фотографии. Пишут, что так выглядят пылинки на фотографиях. Но согласитесь, что какие-то странные пылинки. Не хочется сюда добавлять никакой мистики, но с этим залом у меня связаны очень неприятные воспоминания. Скажу честно, что зашла сюда во второй раз только для того, чтобы показать вам этот Красный зал.
Может, кто-то помнит, что в прошлом году я жаловалась на то, что моя любимая фотокамера "накрылась". А произошло это именно в этом зале.




Все дело в том, что в этом зале находятся уникальные венецианские зеркала, сохранившиеся еще с времен митрополитов. Да и вообще все в этой комнате с тех времен - роскошный красный китайский шелк, которым обтянуты стены, паркет из красного бука,липы и дуба, деревянный потолок. Ну и,зеркала,выполненный по старинной технологии. Возле них всегда толпятся женщины,потому что очень уж интересную легенду предлагают вам экскурсоводы. Стоит женщине полюбоваться на себя в этих зеркалах - сразу же помолодеешь лет этак на 20.
Ну а я, конечно же, переборщила. Не только полюбовалась,но и решила зафиксировать весь процесс омолаживания на фотографии. Да еще со вспышкой.
Вот после этой процедуры мой фотик и "приказал долго жить".
На этот раз - пронесло! А к зеркалам я даже не подходила. Они на фотографии - слева.
Но  посмотрите, что творится на фотографии! Сколько белых пятен!




А вот потолок, сфотографированный в то же время - абсолютно чистый. Никаких пятен нет.



Ну и напоследок - Голубой зал. Именно здесь находилась библиотека митрополитов.
После ВОВ тут разместили спортивный зал для студентов. А теперь здесь подписывают важные Государственные договора, а также организовывают всякие фуршеты.



В Голубом зале  находится постоянно действующая выставка,посвященная великому создателю этой резидеции - Йозефу Главке.



На этом наша экскурсия подошла к концу.
Бросим последний взгляд на Семинарские корпуса.




И поблагодарим мысленно всех тех, кто сотворили это сказочное чудо.

А по бесконечным просторам  Вселенной блуждает астероид 21539, названный - Йозефглавка.

история архитектуры, парковый ансамбль, 19 век

Previous post Next post
Up