Сумасшедшая экзотика в тканях “bizarre” (Европа кон.XVII - нач. XVIII вв.)

Apr 27, 2011 09:54


Термин “bizarre” (англ. причудливый, диковинный) относится к группе тканей, мода на которые появилась во Франции, распространилась в остальной Европе и просуществовала немногим около 20 лет на рубеже  XVII-XVIII вв. Свое название такие ткани получили в связи со специфическими композиционными построениями и фантазийным орнаментом.



Портрет графа Джованни Баттиста Валетти
(жилет - из ткани 'bizarre'),
художник Витторе Гисланди, 1708-1709 гг.



Термин 'bizarre' был введен только в 1953 году датским историком Вильгельмом Сломанном. Ткани подобного орнамента были и раньше известны специалистам, но он выделил их в отдельную группу, предположив, что они были сделаны в Индии на фабриках Ист-индской компании специально для европейского рынка. Как это часто бывает, позднейшие исследователи с ним не согласились. Выяснилось, что первоначально эти ткани появились во Франции, скорее всего, в стенах Лионской мануфактуры.
Общеизвестно, что в конце XVII в. Европу охватила моду на экзотику. Например, из Индии привозили шинц ('chintz') - крашеные хлопковые ткани с ярким фантазийным орнаментом. В Европе  (преимущественно в торговых державах - Франции, Англии и Голландии) было модно обивать этой тканью стены и шить из нее домашнюю одежду.




Шинц из музея Виктории и Альберта, 1710 г.

Вполне вероятно, что обширная мировая торговля, которую вела Франция, поспособствовала обмену идеями с ткацкими центрами на востоке (Индия, Китай), синтезировала их и создала ткани специфической технологии и орнамента - 'bizarre'.

NB Если копнуть глубже, выяснится, что восточными можно назвать только темы и декоративные элементы этих орнаментов, по технологии и композиции они были совсем не восточные, но у нас тут увлекательный пост с картинками, а не скучная лекция по истории текстиля:)



Эскиз ткани 'bizarre', художник Кристофер Бодуэн, 1707 г.
Орнамент совершенно несусветный - пионы, желуди, грибы и еще какая-то архитектура малых форм - полный улёт!

Мода на одежду из таких тканей 'bizarre' распространилась очень быстро - при помощи кукол-пандор. При Людовике XIV Франция стала законодательницей моды для всей Европы, одетые по французской моде куклы-манекены (пандоры) отправлялись во все крупные европейские страны. Кукла могла быть большая - в человеческий рост, или маленькая. К ней прилагался гардероб, сундучки с парфюмерией и аксессуары.



Чудом сохранившиеся французские "пандоры" 17 века

Дизайнерские изыски французских художников быстро копировались и усваивались европейскими мастерами, например в Англии, в Спиталфилде - центре английского шелкоткачества. Сохранились эскизы тканей 'bizarre', сделанные художниками этого центра:



Эскиз ткани 'bizarre', английский художник из Спиталфилда Джеймс Леман, 1710



Альбом с орнаментами стиля 'bizarre' Джеймса Лемана, 
это было в моде в 1710-1711 гг.:) 
Музей V&A



Эскиз ткани 'bizarre', художник Джозеф Дэндридж, 1718 (Спиталфилд, Англия)

А теперь - красивые картинки, то немногое, что сохранилось и оцифровано для интернета:)



Платье из ткани 'bizarre', Англия, 1708 г.



Камзол, ок. 1710-е гг.
Манчестерская художественная галерея


Т
Ткань 'bizarre' для платья, Англия, 1708 г.
Музей V&A



Ткань 'bizarre', Италия или Франция, кон. XVII-нач. XVIII  вв.
Из частной коллекции, США



Ткань 'bizarre', Италия, 1690-1710 гг.
Из частной коллекции, Англия
Вы видите тут пятиконечные звезды? Я - да:)



Ткань 'bizarre', Франция, 1710 г.
Из частной коллекции, США



Ткань 'bizarre', происхождение не известно

Ткани 'bizarre' использовались не только в одежде, но и для украшения интерьера:



Ткань 'bizarre' для обивки стенных панелей, Франция, 1703-1705 гг.
Чикагский художественный институт



Ткань 'bizarre' для обивки стенных панелей, Франция, 1700 г.
Музей V&A



Ткани 'bizarre' из музея Abegg-Stiftung в г. Берне (Швейцария)

Подводя итог, можно сказать, что ткани 'bizarre' являются вполне закономерным этапом развития европейского барокко и рококо (влияние китайской и индийской экзотики) в узкой области текстиля и моды, которая продержалась недолго и сошла на нет к 1720-м гг.

история текстиля, история дизайна

Previous post Next post
Up