Арбатская церковь Спаса на Песках

Mar 13, 2016 20:01

Оригинал взят у galik_123 в Арбатская церковь Спаса на Песках


Между Старым и Новым Арбатом есть маленькая площадь, как раньше говорили, площадка. Названа она по имени церкви Спаса Преображения, "что на Песках", - Старопесковской. Каменная церковь, которую мы видим сейчас, была построена в начале XVIII века на месте старой деревянной церкви. Если внимательно посмотреть на заглавную фотографию, то в памяти обязательно всплывёт очень известная картина знаменитого русского художника, - настоящий символ Москвы, которой нет. А церковь эта - одна из уцелевших на Старом Арбате. Наверное, вы уже догадались, что это за картина.
Именно эта церковь изображена на картине Василия Поленова "Московский дворик", -  но только в начале лета. Поленов так описывал историю создания картины: "Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его". Потом этюд был переписан на холсте.



В.Д. Поленов. Московский дворик, 1877. Третьяковская галерея

А вот той церкви, которая видна справа вдалеке, действительно нет. Это церковь Николая Чудотворца, что в Плотниках, - утраченный православный храм, находившийся на Арбате, на месте нынешнего жилого дома по адресу №45/24.



Церковь Николая Чудотворца в Плотниках, 1881

Спасопреображенский храм был построен в 1711 году. Ранее на этом месте находилась деревянная церковь стрелецкой слободы, известная с 1642 года.



Во время пожара 1812 года кровля частично обгорела, а церковь была разграблена мародёрами. Но спустя два года храм восстановили.



В 1849 году была сооружена церковная ограда. В 1891 году церковные ворота, сооружённые в стиле псевдоготики, были соединены с колокольней притвором и стали главным порталом церкви.



Этот традиционный московский пятиглавый храм с шатровой колокольней стал одним из последних, завершенных до введённого Петром I запрета на каменное строительство.



Архитектура храма характерна для московских церквей конца XVII века. Четверик (основной объём) с пятиглавием и шатровую колокольню соединяет низкая трапезная. Приделы храма расположены несимметрично. Это классический образец московской посадской церкви рубежа XVII-XVIII веков.



Элементы декора церкви соответствуют духу XVII века



Спасопесковский храм закрыли в 1933 году. Здание церкви отдали под мастерские "Союзмультфильма". В 1991 году распоряжением Правительства Москвы храм был передан Патриархии.

история архитектуры, Россия, живопись

Previous post Next post
Up