Так бы я перевела на привычный мне язык название книги Марины и Сергея Дяченко «Цифровой». Ведь подобно тому, как оцифрованная книга отделяется от своего бумажного носителя, так и личность человека, чрезмерно захваченного компьютерной виртуальностью, уходит от его живой плоти.
Года два назад по рекомендации
holit_i_leleyat (спасибо, Татьяна за добрый совет) я решила ознакомиться с творчеством этих писателей и купила одну из их книг. И вот только теперь ( все откладывала ее чтение, как "не свое"), у меня дошли до нее глаза. Книга, на мой взгляд, адресована, прежде всего, молодым (и не только молодым) читателям, решающим философские вопросы новейшей реальности.
К примеру:
« Арсен редко задумывался, что можно в игре (компьютерной игре - прим. моё) и что нельзя. Если я поиграю за подлеца, если мой персонаж будет проклятым убийцей, обманщиком, людоедом - как это отразится на мне?».
Действительно, компьютерную игру, хоть ролевую, хоть блогово-троллевую, отличает то, что игрок, на время отказываясь от себя привычного, может культивировать в себе задатки ярости, гнева, ненависти. Разумеется, вся личность при этом изменяется в определенную сторону - о чем мастерски рассказывается книге. Рассказывается и о том, как игровая ненависть участников одной командной игры с легкостью перекидывается в реал, в реальное побоище.
Поскольку книга все же рассчитана на читателей юных - главному герою 15 лет - то родители (им, соответственно, лет по 40-45) выведены эскизно, как родители Малыша из Карлсона или родители Мальчика, отдыхающего в Простоквашино.
Так, Мама на протяжении романа что-то строчит в блоги J, читает френдленту, кого-то выводит в топ Яндекса или призывает забанить. Однако и ее характер дается в развитии, она теряет блог, страдает, обретает его вновь.
Отец вечера проводит у телевизора, смотрит новости, яростно ругает украинцев за расчеты с газом. Фоном проходит тень его любовницы (та тоже на рабочем месте играет в ролевую компьютерную игру).
Рассматриваются эпизоды и позитивных игр, где люди отыгрывают в игре то, что не сложилось в жизни:
«Помнишь, мы с тобой говорили о собаках? О цифровых щенках, которые сидят в темноте и ждут, пока придет хозяин? ….все эти люди, что платят реальные деньги за виртуальных собак, они сумасшедшие? Ведь за эти деньги они могли бы купить что-то настоящее».
И вкратце скажу о художественных достоинствах книги. Язык легкий, идеально характеризует персонажей, так же как и одним-двумя штрихами создается запоминающийся образ. Сложный сюжет, так незаметно и искусно перетекает в правдоподобные фантазии, что не успеваешь даже удивиться и веришь почти всему. Вот она - отличная беллетристика!
Единственная сложность при чтении такой книги - необходимость читать ее «запойно», безотрывно, иначе вываливаешься из сюжетного мира, поскольку он создан из фрагментарных частиц. А у меня как раз образовалось два таких сумбурных дня в процессе ремонтных работ в квартире. Но завершала чтение я уже в полной сосредоточенности, в тиши и покое, что и позволило охватить мне ее общим взглядом и написать этот отзыв.