Книга "Как писать прозу" или Отсутствие теоретической панорамы

Apr 29, 2019 08:45

Наткнулась на разбор своей книги - Галина Врублевская: «Как писать прозу». Поскольку автор тоже давний блогер жж и даже член этого сообщества, таинственный e-lsalvador, то думаю, уместно ответить ему здесь как на претензии в адрес книги, так и на отдельные реверансы.



(обложка издательства Animedia
Ниже текст рецензента даю обычным шрифтом, а (мой) текст автора - курсивом.

1. «Книга издана в электронном издательстве «Анимедиа». В отличие от обычного селфпаба, в книге сделана корректура и, судя по всему, редактура».

Подчеркнуто, что книга вышла селфпабом, а не в культовом издательстве (как бы минус). Зато отмечено безукоризненное техническое исполнение.

Здесь напомню присказку «Время - деньги». Если иной автор готов потратить 2-3 года на поиски издателя, то флаг ему в руки. Для меня же важнее закрыть вопрос с изданием уже написанной книги, чтобы с воодушевлением взяться за реализацию новых творческих замыслов.


2. Salvador, рассуждая о праве писателя советовать другим, как писать прозу, сообщает, что мои книги «издавались стандартным тиражом для современного состояния книжного дела - 3-6 тыс. экземпляров. Конечно, это не ежегодные сотни тысяч экземпляров лидеров жанра, но, с другой стороны, нужно учесть, если автор стабильно издается на протяжении длительного времени, его книги переиздаются, это означает, что как минимум, автор пишет на уровне тех требований, которые предъявляют издательства к соответствующему жанру. В «Эксмо» выходила ее персональная серия».

Соглашусь, у меня написано одиннадцать романов, рассказы, мемуары и прикладные книги по психологии. Большая часть моих книг издана в традиционных издательствах.

3. Книга состоит из 4 разделов с советами как написать рассказ, как писать нон-фикшн, как писать роман, как продвигать рукопись и самого автора.
Так оно и есть.

4. Недостаточный объем, отсутствие систематизированного изложения, нехватка теоретического обоснования не позволит читателям получить полное представление по рассматриваемым темам (научиться писать рассказ или роман).

Покажу "второе мнение" другого рецензента, написанное на задней стороне обложки моей бумажной книги (обложка издательства "Союз писателей Санкт-Петербурга").Рецензент бумажной книги (см. задняя страница обложки) отметил именно продуманность курса, богатство материала и доступность его изложения.



5. С другой стороны, автор подмечает многие ошибки, которые делают начинающие авторы, и показывает, как их исправлять.

Ну, слава богу, как говорится. Salvador подметил главные плюшки моей книги: я даю во всех разделах разбор часто встречающихся ошибок молодых авторов. Известно (психологи меня поддержат), что на ошибках учеба идет лучше, чем на образцовых примерах текста Пушкина или Толстого.

6. Врублевская на основании изученных на конкурсах рассказов дает рекомендации о том, как их писать, или как писать рассказы, которые будут положительно приняты на конкурсах. Советы - здравые и логичные. Галины Врублевская описывает, сколько должно быть героев, как начинать и заканчивать короткую историю, какое место занимают «декорации», как построить диалог.

Здесь мне видится определенный подкол во фразе «или как писать рассказы, которые будут положительно приняты на конкурсах». Это уже домыслы рецензента. Он, видимо, предполагает, что я натаскиваю молодых авторов на конкурсы, но лишаю их индивидуальности. Здесь отмечу, что если индивидуальность имеет место, то она никуда не денется, а уйдут только непозволительные ошибки в тексте .

7. Из удачных тем: автор подробно рассказывает, как и почему в издательствах придумывают названия для книг. Иногда советы, которые дает автор, спорные или как минимум недостаточно обоснованные.

Если бы я доказывала теорему, то можно было бы оспорить обоснованность доказательства. Но преимущество советов в том и состоит, что читающий их сам принимает решение, следовать ли им.

8. Врублевская в своей работе не пытается излагать теорию, она сразу переходит к практическим советам. В таком подходе есть и плюс, и минус. Отсутствие теоретической панорамы, изучения предпосылок и истории темы не позволяет понять тенденции, выявить закономерные связи. С другой стороны, немедленный переход к практическим советам позволяет читателям сразу получить инструменты для проверки собственных рукописей. Эти особенности характерны для всех писательских учебников, написанных опытными писателями.

Я принципиально отказалась от «теоретической панорамы», хотя и знакома с ней по двухгодичным литературным курсам, которые окончила уже, будучи издающимся писателем. Выскажу здесь крамольную мысль: «Не всякий теоретик словесных наук способен стать писателем, создателем оригинальных произведений».

9. Книга Галины Врублевской «Как писать прозу» представляет собой сборник практических советов опытного автора, но из-за недостаточной глубины и широты проработанности темы не позволит начинающему писателю сформировать представление о том, как написать роман или рассказ.

Критерием истины в таком вопросе может быть только практика. А многие литераторы, прочитавшие книгу, пишут, что она помогла им увидеть направление, в котором следует двигаться писателю//

Вот один из таких отзывов от блогера Андрея . В частности, он пишет "Здесь нет «воды», всё по делу, обсуждению предшествует классификация, позволяющая избежать аморфности изложения".

рецензия, литературное мастерство, отзыв, стать писателем

Previous post Next post
Up