В качестве продолжения темы о допустимости штампов в жанровой литературе обращусь к литературным персонажам. Почему герои главные герои «...кое-где у нас порой…» выходят скучные и аморфные? Негодяи еще туда-сюда, а с положительными героями просто беда.
Вроде все беллетристы не дураки, понимают, что герой должен быть благородный, честный, отважный, оч.умный, сильный, шутить смешные шутки, и быть мускулистым брюнетом, но…. С одной стороны автора десять лет учили в школе, что герой - «типичный представитель», а с другой - пугали на форумах и конвентах - никаких супер-героев из комиксов, они все - инфантильные мери-сью! Потому прибегнуть к богатому арсеналу штампов они не решаются.
Но давайте подойдем к вопросу непредвзято, и проверим что хранится в этом арсенале. Может и годное найдется. Дражайшие авторы массовых жанров - не ограничивайте себя, мечтайте по максиму! Пусть вашему герою не будет равных, пусть он будет гипер-мега-гига-супер в мире и окрестной вселенной хотя бы в чем-то. Только не забывайтесь - его супер - качества должны быть востребованы по сюжету - если он единственный в мире человек, который в огне не горит, ему куда логичнее спасать мир от пожара, чем от наводнения.
Перейдем ко второй ловушке - супер-герой грозит превратиться в одномерный силуэт, как сделать его запоминающимся, придать ему объем, обаяние и естественность?
Рассмотрим некоторые приемы - популярные и эффективные.
1.Самый очевидный путь - наделить сердешного узнаваемыми внешними атрибутами: характерной одеждой (гвоздика в петличке, треуголка, монокль, алое пальто, курительная трубка, клетчатое кепи, трость, татуировка, неизменная зубочистка во рту и т.д.. Описать оный перемет в тексте следует неоднократно, с большим тщанием и в разных обстоятельствах, особо уточнив, что без предмета наш герой испытывает некоторый дискомфорт, а то и психологические трудности...
Второй прием по сути - развитие первого.
2.1. Супер-герой может иметь некий физический изъян. Например, щербинку в зубе, шрам, легкую форму аутизма и т.д.. Чего-то одного вполне достаточно, главное не впадать в крайности.
2.2. Герой может иметь вредную привычку: милую, вроде вязания на спицах, патологической тяги к сыру рокфор, игры на скрипке, или же предосудительную и вредную, от которой стремится избавиться - например, курение, даже пьянство - помните старину дока Хауса? Допустимы и умеренные фобии - герой «Багровых рек» Гранже боялся собак, Штирлиц - избегал серьезных отношений с женщинами.
2.3. К этому же пункту следует отнести симпатичное хобби. Например, аквариумные рыбки, выращивание орхидей, коллекционирование антиквариата, холодного оружия, женщин, скальпов, трупов… Привычке или хобби следует уделить внимания в тексте - диссонирует ли оно с типом персонажа? Поддерживает его или ввергнет в неприятности? 3. Еще один вариант: путь Железного Дровосека - который здоров рубать дерево, но ржавеет от воды. Попробуйте уравновесить супер-качество героя некой значительной ущербностью в другой важной (sic!) области. Например, Фандорину фантастически везет в азартных играх, но в личной жизни сплошные катастрофы. Ущербная сфера может быть главной тайной героя и даже грозить ему гибелью. Во какой простор для творчества!
4. Принцип маски. «Здорово, когда у человека есть тайная жизнь!» - восклицает героиня фильма-комикса о героях в масках «Хранители». Итак, герой может воспользоваться чужой маской - например, по ночам под видом человека-свистка бороться с преступностью на городских окраинах, а днем скрываться под личиной неприметного, среднестатистического президента США или студента - заочника Шурика. Главная загадка подобных произведений - подлинная личность героя.
При всей очевидности этих стандартных приемов забывать о них беллетристам не стоит, хотя я коснулась лишь малой части айсберга штампов.