Оригинал взят у
e_lsalvador в
Рецензия на статьи Виктора Шкловского Рецензия на статьи Виктора Шкловского "Техника писательского мастерства" (1927) и "Развертывание сюжета" (1921)
Виктор Шкловский (1893-1984)- советский литературовед, писатель, сценарист, критик.
Основные теоретические работы о литературе Шкловский написал в 1916-1929-х годах, благодаря которым стал идеологом русского формализма.
Одна самых показательных цитат для Шкловского:
"Советская власть научила литературоведение разбираться в оттенках говна".
"Развертывание сюжета" (1921)
В этой статье Шкловский рассказывает о принципах построения новелл.
В частности он выделил такой способ создание сюжета, как "нарастание мотивов". Этот способ можно было бы назвать сейчас усложнение перепитий или "повышение ставок", если бы Шкловский указал бы на связь "ступеней". но он об этом не говорил.
Возможно это следствие популярного типа романа-фельетона, который писался по главе в каждом выпуске газеты или журнала. Авторам успешных романов приходилось растягивать сюжет, что достигалось за счет дополнительных подсюжетов, только отдаленно связанных с основным.
"В частности я наметил тип ступеньчатого нарастания мотивов. Такие нарастания по существу своему бесконечны, как бесконечны и авантюрные романы, на них построенные. Отсюда все эти бесчисленные томы Рокамболя, а также и „Десять лет спустя“ и „Двадцать лет спустя“ Александра Дюма. Отсюда же необходимость эпилога в таких романах".
Естественно, что в романах-фельетонах нужно подвести итог многочисленным сюжетам и объяснить их связь друг с другом.
"Мотивом" в начале века называли минимальную повествовательную единицу, из которых формируется сюжет. В настоящее время "мотив" назвали бы эпизодом, но в начале века мотив, в соответствии теориями Веселовского считался происходящим из первобытной обрядности. Правда, Шкловский, как идеолог формалистов выводил мотивы из внутренних законов сюжетосложения.
Интересно, что в это же время Владимир Пропп написал "Морфологию волшебной сказки" (1927), где также анализировал структуру сказочных сюжетов. Работы Проппа стали базовыми для структуралистов и фольклористов. Пропп выводил сюжеты сказок из первобытных ритуалов. Кстати сказать, современные фольклористы ведут международный каталог сказочных сюжетов, чтобы найти параллели в фольклоре разных стран, сейчас в каталоге примерно 1200-2000 сюжетов.
Кроме того, автор указывает на характерный для 18-19 века способ создание сюжета, как обрамляющий сюжет. Напомним, что в то время автор был почти всегда участником произведения - рассказчик, который давал характеристики героям, оценку событиям, напрямую обращался к читателям и пр.
Не знаю почему, но Шкловский заострил внимание на том, что новелла должна заканчиваться свадьбой. Возможно, это о том, что в книге должны быть закончены все сюжетные линии и даны ответы на все вопросы.
"Но обычно все нагромождение новелл охватывается какой-нибудь обрамляющей новеллой. В авантюрном романе очень часто, кроме похищения и узнавания, в качестве основной новеллы берут и мотив затрудненной, но совершающейся свадьбы".
"Но что же нужно для новеллы, чтобы она осозналась как что-то законченное? При анализе легко увидеть, что кроме построения типа ступеней есть еще построение типа кольца или, лучше сказать, петли. Описание счастливой взаимной любви не создает новеллу или если и создает, то только будучи воспринято на традиционном фоне описаний любви с препятствиями. Для новеллы нужна любовь с препятствиями. Например, А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б".
"Обычно новелла представляет из себя комбинацию кольцевого и ступеньчатого построения, усложненного развертыванием".
"Обрамление было широко использовано в плутовских романах".
Еще один способ создание сюжета - параллельные сюжеты.
"Особый прием образования новеллы есть прием параллели".
Вот собственно говоря и все.
"Техника писательского мастерства" (1927)
В этой статье, в отличие от теоретической первой, автор решал прагматическую задачу обучения основам литературы и писательской техники МТА того времени - бывших рабочих и крестьян, массово решивших стать писателями. Поэтому Шкловскому, как и ранее рассмотренному Горькому, приходится рассказывать о простых вещах не углубляясь в теорию.
Шкловский сетует на большое количество писателей, чтобы он сказал сегодня о 200 тысяч авторах на самиздаете? :)
"Три тысячи писателей
Сейчас несколько тысяч писателей. Это очень много".
"Современный писателъ старается стать профессионалом лет 18-ти и не иметь другой профессии, кроме литературы. Это очень неудобно, потому что жить ему при этом нечем. В Москве он живет у знакомых пли в Доме Герцена на лестнице. Но Дом Герцена не может вместить всех желающих, потому что, как я говорил, их тысячи. Это небольшое несчастье, потому что можно было бы построить специальные казармы для писателей,-находим же мы, где разместить допризывников".
Шкловский предлагает начинающим писателям научится анализировать успешные романы, много читать, не копировать известные романы, а создавать свое оригинальное.
"Нужно прежде всего научиться расчленять произведения. Сперва самым простым способом отделить описание природы от характеристики героев, затем писатель должен посмотреть, как говорят герои: монологами, т.-е. говорит ли один долго, или они перебрасываются фразами, посмотреть, как связан разговор какого-нибудь героя с его характером. Посмотреть, где завязка произведения, с чего начинается история, развитие которой представляет ту пружину, ведущую весь роман. Посмотреть, сразу развязывается эта история. Посмотреть, есть ли вставные истории и как сделана развязка. Вот эта исследовательская работа над чужим произведением очень важна для того, чтобы писатель мог сохранить свою самостоятельность. У нас есть молодые писатели, которые боятся читать других писателей, чтобы не начать им подражать,-это, конечно, совершенно неправильно, потому что писать вообще без всякой формы нельзя"
"Всякий способ начала литературного произведения есть уже результат опыта тысячи людей до нас".
Вполне современный совет:
"Нужно не называть вещи, а показывать их".
Отдельно советы для газетных публикаций, например:
"Например, привычно везде описывать кулака толстым, а письма крестьян, которые присылаются в ту Яхе «Крестьянскую Газету», говорят о том, что кулак-то худой. И вот, представьте себе, какой-нибудь человек поедет искать в деревню кулака. Думая, что кулак толстый, он просто не узнает врага в костлявом, долговязом мужике".
Еще один полезный совет:
"Не нужно украшать заметку деловым сообщением о том, как растет рожь, описанием неба и упоминанием о том, что оно голубое, а земля черная. Нужно посмотреть, на самом ли деле земля черная, или может быть, коричневая, или серая, и имеет ли отношение, вот в данном случае, небо к земле".
"Если вы хотите описать хозяйчика, который угнетает рабочего, то не называйте его сразу хозяйчиком, а покажите его в работе; сообщите о нем что-нибудь, а потом и пропишите, что это хозяйчик. Нужно итти от описания к называнию, а не от называния к описанию".
О писательской технике:
"Вот вам совет, который мы, профессиональные писатели, часто даем друг другу; начинайте с середины, с того самого места, которое у вас выходит, в котором вы знаете, что написать. Когда напишете середину, то найдется и начало и конец или самая середина окажется началом"
"Еще одно практическое замечание: каждому человеку, когда он начинает писать, хочется бросить все и уйти, кажется, что ничего не выходит. Нужно уметь д о с и ж и вать. Гоголь говори.!, что если ничего не выходит, то сиди и пиши о том, что ничего не выходит, на не уходи от стола. Горький сидит за столом по часам. Он рассказывает, что для написания первого рассказа «Макар Чудра» его запер на ключ приятель А. М, Калюжный".
Слово "досиживать" выделено разрядкой в книге. А какой-то читатель это место еще и подчеркнул :)
"Накапливайте слова.
Всеволод Иванов по совету Горького записал больше 5 тысяч сибирских слов, а у самого Алексея Максимовича были записаны не только слова, но и заметки: какая птица в каком часу кричит и поет, и это представляет только одну сотую или меньшую часть тех записей, которые полезно иметь писателю.
Таким образом, автор статей заготовляет факты, цифры, выражения; беллетрист больше заготовляет изобразительные средства, детали описания, удачные слова, но оба работают не сразу, а имея уже на руках какой-то полуфабрикат".
"Пишите точно и простыми фразами.
Что касается строения фраз, то для начинающих самый лучший совет такой: пишите проще, не путайтесь в придаточных предложениях, следите за тем, чтобы в фразе было подлежащее и сказуемое, чтобы можно было понять, о чем говорится, и скорей торопитесь к точке".
"О чем писать?
В рассказах, которые мы получаем от рабкоров, большой материал посвящен рабкорам же. Таким образом, получается следующее явление: люди пишут сами о себе. Таким не достатком страдают и современные писатели-профессионалы, которые слишком много пишут друг о друге и о собственных переживаниях".
Забавно, что в Голливуде, считается, что самый популярный сюжет, который получают студии, - о начинающем сценаристе, который приезжает в Голливуд и пытается продать свой сценарий, и его злоключениях.
О новеллах:
"Новелла же или рассказ тайн основана на загадке, которая разгадывается только в конце вещи. Чаще всего этот прием употребляется и легче всего его проследить в рассказах о сыщиках: там дается преступление обычно в начале рассказа, потом дается сперва ложная разгадка этого преступления, потом начинают подкапливаться факты и улики и кто-нибудь дает, наконец, настоящую разгадку вещи".
"Чего мы добиваемся, применяя в вещи прием тайны? Читатель ждет развязки, мы же оттягиваем развязку- Вносятся все новые и новые подробности. Эти подробности, введенные в роман, испытывают давление сюжетной стороны вещи. В английском романе прием тайн помог ввести в произведенпе большое количество бытового материала.
О взаимодействии характера и сюжета.
"Развертывание произведения. Создание характеров.
В процессе развертывания очень часго вещь принимает совершенно другую форму. Герои не просто разыгрывают действие, но и изменяют действие. Если мы возьмем какую-нибудь сюжетную схему, то в зависимости от того, какие герои ее будут ((исполнять», вещь совершенно изменится. Очень часто в процессе работы у писателя герой выходит совсем не таким, каким намечался".
О поэзии, которая как и сейчас, тогда не пользовалась популярностью
"О стихах и о том, почему их не стоит писать
Стихи пишут очень многие. Из грамотных людей редко кто избежал этой повинности и почти каждый сложил несколько стихотворных строк. Редакции всех газет завалены совершенно. Хороших технически грамотных стихов присылаются сотни. Поэтов, умеющих писать и могущих быт напечатанными,- тысячи, а потребителей на товар, который они производят очень мало или почти нет".
Еще одно очень современное замечание:
"Нужно предупредить начинающего писателя еще об одной опасности. Сравнительно легко написать первую книгу. Первую книгу пишем не умением, а тем запасом знаний событий, которые есть у каждого человека, и особенно у человека, пережившего революцию".
ну и напоследок:
"Последний совет. Как можно чаще перечитывайте то, что вы пишете".
Итог, работы Шкловского несомненно представляют интерес для филолога, правда в большей степени исторический. Современный писатель мало что найдет полезного в этих статьях.
Другие рецензии на писательские учебники можно прочесть здесь:
http://fantasts.ru/forum/index.php?s=&showtopic=1428&view=findpost&p=170666