Город - не Сочи, но здесь темные ночи

Apr 14, 2019 10:45

Темный город / Dark City. 1998 год. Фантастика, хотя я бы определила как фантастическая фигня. Смотрено в рамках кинорулетки "Киберпанк". Сразу скажу - это вообще не киберпанк, даже рядом не лежало. Единственное, что в этом фильме имеет отношение к киберпанку, - общие декорации с "Матрицей" и слова "матрица памяти" в фильме несколько раз прозвучали. Но этого совершенно недостаточно, чтобы быть киберпанком. Особенно учитывая, что этот литературный жанр (в кино кроме собственно "Матрицы" ничего приличного не видела) я люблю и много читала.


Некий человек, который потом узнает, что его зовут Джон Мёрдок, приходит в себя в ванне. Вокруг стены с психоделическим узором "ф клеточку". В соседней комнате - мертвая проститутка с нарисованными на теле спиралями. Вдруг звонит телефон и пришепетывающий срывающийся голос, словно человек только что пробежал стометровку, требует уходить немедленно. Вокруг Мёрдока - замерший спящий город, словно играющий в "замри - умри - воскресни", а он совершенно не помнит, кто такой и что здесь делает. Начав поиски себя, он приходит к якобы жене, которая отправляет его к еще более загадочному профессору. У профессора есть ответы, но получить их не так-то просто: зловещие черные фигуры все время встают на пути и хотят затащить Мёрдока куда-то к себе, потому что у него есть такая же способность, как у них - он может силой воли менять реальность. А город тем временем ровно в полночь засыпает и меняется на глазах, но в нем никогда не бывает солнца. Кроме ответов Мёрдок хочет найти солнце и океан из обрывков своих воспоминаний и всеми силами пытается выйти из города. По следу Мёрдока идет детектив, расследующий дело о мертвых проститутках, которого, как говорил его спятивший коллега, не существует (а вот еще привет "Матрице"), а в перерывах наигрывающий на аккордеоне "Синий платочек".

Спросите, при чем здесь "матрица памяти"? Зловещие темные фигуры - это некий коллективный инопланетный разум, который пытается понять чувства людей, найти их душу, еженочно заменяя их воспоминания неким миксом из памяти других людей во время полночных сеансов (я так и не смогла понять, каким образом это работает вообще в плане понимания особенностей человечества, но, как говорят, чужая душа - потемки ;)).

Снято все в темных мрачных тонах (вечная ночь же на дворе!), вне времени и пространства, очень претенциозно. Персонажи плоские и скучные, черные фигуры - скорее гротескные, чем пугающие, а развитие сюжета предсказуемо и зубодробительно скучно (в начале я и вообще уснула). Мелькала у меня мысль, что, может, это пародия на что-то, но слишком уж все серьезно и на что это могло бы быть пародией, я не смогла определить ;).

Ну и насчет киберпанка. В этом фильме нет вообще ничего, что можно хоть приблизительно отнести к слову "кибер" - ни виртуальной реальности, ни киберпространства, ни информационных технологий, ни искусственного интеллекта, условный мир находится в условных 50-х или 60-х годах, там даже компьютеров нет, не говоря уже о мобильной связи и всеобщих сетях. Разве что инопланетные технологии замены, основанные скорее на телепатии, можно лишь условно отнести к ИИ, но это, по-моему, будет слишком смелое допущение. Можно с натяжкой предположить, что этот мир - антиутопия (или дистопия), как часть жанра, но нет, здесь это неприменительно ко всему человечеству, потому что это просто горстка людей, случайным образом вырванная из обычной жизни. Бунт, правда, есть, но масштаб у него не тот.

Из актеров только Киферу Сазерленду есть, что играть, ну может, еще Ричарду О'Брайену (м-р Хэнд), остальным достаточно просто ходить, морщить лоб и зыркать исподлобья или (в женском варианте) томно смотреть из-под ресниц.

кино

Previous post Next post
Up