Все хорошее в прошедшем году у меня произошло благодаря волонтерству в отделении онкологии и гематологии Детской краевой больницы. С волонтерской группой организации "Благодарю", в которой я координатор, мы провели годовой проект под названием "Вокруг света". Каждую неделю (за исключение нескольких карантинов и накладок), мы приезжали в отделение, рассказывали детям о разных странах и делали поделку, имеющую отношение к этой стране: это могло быть что-то традиционное: украшения, дома, орнаменты, музыкальные инструменты, куклы и игры, либо каким-нибудь образом связано со страной или ее культурой и т.п.
Идея родилась у меня на занятии по корейской культуре в корейском центре, куда я ходила на языковые курсы, где мы делали лотосы из бумаги. Для этого каждый получил специальный набор: клей и тонкую гофрированную бумагу двух цветов - розового и зеленого. Я подумала, что было бы здорово подобным образом знакомить детей с разными странами. С лотоса мы и начали - остатки от того МК мне разрешили забрать с собой, и их хватило еще на несколько цветов.
Раз уж мы заехали в Азию, то сперва прошлись по ближним соседям - Корея, Китай, Япония, а также познакомились с творчеством амурских аборигенов. Потом путешествовали по Азии вразброс, сделали крюк в Австралию и Новую Зеландию, затем с бедуинами плавно переместились в Африку, оттуда в Америку - сперва Северную, потом Южную, и закончили наше путешествие в Европе под Рождество - 24 декабря у нас была последняя встреча.
За год мы рассказали о разных странах (больше 50!) и отметили множество праздников, начиная с лунного Нового года в Китае и заканчивая Рождеством в Германии. Так, мы отмечали день Вайтанги в Новой Зеландии, Цаган Сар в Монголии, день Ворона на севере России, праздник красок Холи в Индии, Навруз в Иране, Шам ан Ниссэм в Египте, Ураза-байрам в Марокко, день независимости в США и Бразилии, День испанской нации в Испании, день Охи в Греции, а также не забыли Всемирные дни - день борьбы с детской онкологией, день китов и дельфинов, день коренных народов. И даже праздник соленой рыбы у нас был! Готовясь к мероприятиям, я о разных странах узнала больше, чем за всю свою жизнь. ;) Потому что обязательно нужно было рассказать о стране хотя бы коротко и привлечь внимание какими-нибудь занимательными фактами. Иногда мы смотрели видео, мультфильмы или читали сказки. Когда рассказывали о Дании, например, то показали сказку "Принцесса на горошине" театром теней (я к тому времени уже вышла на работу и мне было некогда рисовать, поэтому я поискала в сети, но нашла только эту). Она слишком короткая, но оказывается, дети сказок Андерсона вообще не знают. Вот познакомили.
Но самая сложность была, конечно, в том, что выбрать для поделки. Нужно было учесть то, что дети в отделении разных возрастов (можно подготовить отличный мастер-класс для детей 8-12 лет, а придут малыши 3-4 года) и что они быстро устают. И при этом поделку сделать максимально близко по теме. С некоторыми странами даже задумываться не пришлось. Япония и оригами, например (как раз для этих целей перед прошлым Новым годом подруга мне подкинула несколько пачек японской специальной бумаги). С другими странами пришлось повозиться и даже сделать собственные мастер-классы для волонтеров, чтобы они могли помогать в процессе. Ну а некоторые поделки просто делали очень по мотивам, типа кактусов в технике оригами в Мексике ;).
ГДЕ МЫ БЫЛИ И ЧТО ДЕЛАЛИ
Азия и Австралия
Ворона - тряпичная кукла на день Ворона, которую делают в Ханты-Мансийском АО.
- Лотос из бумаги - Корея (фото 1).
- Китайский иероглиф (вырезание и каллиграфия) - Китай. Вырезали иероглиф двойное счастье и пытались написать кисточкой иероглиф здоровье.
- Японский журавлик (оригами) - Япония. Всех очень заинтересовала легенда о тысяче журавликов.
- Закладка с узором кору (рисование) - Новая Зеландия (фото 2).
- Нанайская кукла Акоан (из бумаги и картона) и "Амурские сказки" (читали) - Россия, Дальний Восток (фото 3). Нашла отличный видеомастер-класс от местного телеканала (фото 3).
- Обережная кукла "На здоровье" - Россия (вне пространства, это был день борьбы с детской онкологией). Учили Ярика (который провел с нами год с небольшими перерывами!) плести косички. ;)
- Монгольская юрта (конструирование и раскрашивание) - Монголия. На ютюбе есть классное видео об устройстве юрты, правда, на английском.
- Красочная открытка (акварель) - Индия (фото 4). Раздувать капли краски оказалось трудным делом!
- Тряпичная кукла на день Ворона - Россия, Север.
- Слоненок из воздушного пластилина - Таиланд. Очень хороший материал, детали липнут друг к другу отлично, только сохнет быстро.
- Объемное яйцо к празднику Навруз - Иран.
- Точечная роспись аборигенов (рисование) - Австралия. Некоторые по две картинки успели нарисовать! Рисовали гуашью и ватными палочками.
Африка
Бусины из старых журналов. Пустила на них спецпроекты "Вышиваю крестиком", все равно из них вышивать вряд ли что-то буду, к тому же еще и ключ нужно где-то в журналах искать.
- Традиционное ткачество бедуинов (аппликация) - Саудовская Аравия, Тунис. Притащила маленький ткацкий станок, пробовать не стали, просто показала принцип переплетения у бедуинов (двухстороннее узкими полосами).
- Музыкальный инструмент систр (палки, проволока, разные предметы) - Египет. Когда я по бульвару собирала ветки с рогатками, на меня странно косились, думали, наверно, что чокнутая. Еще и разговаривает сама с собой (так, проверим, эта крепкая? отлично, берем ;))
- Марокканский фонарик. Ловец солнца (аппликация) - Марокко. Скотч и и бумага тишью - отличные варианты для ловцов солнца, они потом цветные тени дают (фото 1).
- Африканский барабан дарбука (аппликация, раскрашивание) - Алжир. Припёрла настоящий барабан (не дарбуку, другой), слушали и учили ритмы, потом играли на своих барабанчиках, прикольно получилось. Дети были счастливы! (фото 2)
- Колье из бумажной тарелки (рисование) - Кения. Еще один радостный день - яркие краски и возможность нацепить на себя тоже всем понравились.
- Бумажные браслеты (бумагопластика) - Эфиопия. Забытые развлечения из детства. Браслетики у всех симпатичные получились.
- Африканские маски (аппликация, раскрашивание) - Конго.
- Игра Ачи (аппликация) - Гана. Игра типа крестиков-ноликов, но с вариациями.
- Животные саванны (рисование акварелью) - Мозамбик/Замбия. Очень оригинальные картины вышли. Я сделала шаблоны с животными, нужно было обвести карандашные линии перманентным маркером или акриловой краской, а потом по-мокрому раскрасить в разные цвета. У всех получились отличные картины!
- Животные из пластилина (лепка) - Ангола. Внезапно в книжном нашла маленькую книжку для детей с фотографиями этапов лепки. Книжку разобрали по листам, каждый выбрал себе животное и слепил. Но пластилин в отделении не очень любят - он липкий и пачкается.
- Дом ндебеле (конструирование, раскрашивание) - ЮАР. Было неожиданно очень много человек, едва поместились все в игровой (фото 3).
- Плетеный коврик из бумаги - Мадагаскар (фото 4).
Северная и Южная Америки
Делаем сердцевину для "музыки дождя" из фольги.
- Вигвам из бумаги (конструирование, раскрашивание) - США. На самом деле не вигвам, а типи - я до этого не знала, что остроконечные жилища так называются.
- Ловец снов (плетение) - США. Было сложновато, но мы справились.
- Змея из бумажной тарелки (рисование) - США. Змеиную кожу рисовали пузырьковой пленкой. Всем очень понравилось тыкать ею по бумаге (фото 1). ;)
- Кит в волнах (конструирование) - США, Аляска. Рассказывали об эскимосах, а кит у нас был механический. Все довольны остались - крутишь палочки, а кит плывет по волнам (где-то ниже есть мастер-класс).
- Тотемные столбы (раскрашивание) - Канада. Притащила канадскую книжку про тотемы и мы определяли, какие животные изображены на столбах и что значат (фото 2).
- Пещера рук (раскрашивание) - Аргентина. Сделали руки из бумаги, потом обводили их восковыми мелками и растушевывали. Но детям этого показалось мало, они стали раскрашивать свои ладони (мелки гелевые хорошо мажутся) и штамповать на картинки. Было весело, потом с трудом отмылись ;)
- Объемный кактус из бумаги (оригами) - Мексика. Оказался довольно сложным, но никто не сдался (фото 3).
- Музыка дождя (конструирование) - Бразилия. Все прям загорелись сразу и делали вдохновенно. Потом сыграли короткий концерт о дожде. ;)
- Глаз бога (плетение) - Уругвай. Тоже оказался сложным. Занятно, что этот оберег делали отцы своим детям, а на мастер-классе были только мальчики. Сначала никак не могли понять принцип, но потом сообразили, и у всех получилось. Я тогда была одна, сложно было разорваться. Хорошо, что детей было только трое.
- Морская черепаха (аппликация) - Ямайка.
- Пальчиковая кукла-лама (декорирование) - Перу. На мастер-классе было три мальчика и все - Данилы (фото 4).
Европа
Блестящая рыба: упаковочный картон, кулинарная фольга и джутовый шнур.
- Синяя печать (акварель и восковые мелки) - Венгрия, Австрия. Дети в отделение время от времени возвращаются - на обследование и для наблюдения. Так Ева появлялась время от времени, обычно она угрюмо сидела рядом и, если и участвовала, то делала что-то свое. В этот раз она и общалась, и участвовала в играх, и смеялась со всеми, когда мы пытались выговорить разные сложные слова на венгерском, чешском, польском и немецком. В конце радостно сказала: "Меня выписывают!". Это самый приятный момент, когда детей выписывают, и им больше не придется возвращаться в больницу.
- Кастаньеты (аппликация) - Испания. Кастаньеты делали из бумажных тарелок и деревянных бусин, но зато шнурочки привязывали, как настоящие испанцы! ;)
- Римская мозаика (бумажная мозаика) - Италия.
- Лабиринт (аппликация) + древнегреческие мифы - Греция. Принесла книжку Куна, у меня есть красочное подарочное издание. Читали мифы о Тесее и делали лабиринт из ниток.
- Силуэтный портрет + сказки Андерсена - Дания. Андерсен сам вырезал из бумаги, а про Данию я придумать ничего не смогла, поэтому мы повторили прошлогодний мк, сделав силуэтные портреты из бумаги, а в конце показали "Принцессу на горошине".
- Блестящая рыба (картон, фольга, фломастеры + плетение) - Норвегия. Я думала, что мы просто разукрасим рыбок из картона, обернутого фольгой, но перед поездкой мне попался мастер-класс по оплетанию камней, и я решила взять его на вооружение. Подумала, может, кого заинтересует. Заинтересовало всех. ;) А еще у нас были новые волонтеры, мама с дочкой. Девочка нарядилась эльфом, и они принесли настолку "Эльфы и змеи", мы устали в нее играть, но никто не хотел заканчивать (фото 1).
- Мельница в цветах (конструирование + аппликация) - Нидерланды. Никто не знает страну Нидерланды, но знают Голландию. Делали мельницы с вертушкой из бумаги (фото 2).
- Вырезанные снежинки (бумага) - Польша
- Лошадка Дала (декорирование) - Швеция. Долго думала из чего нам сделать лошадок, решила, что фоамиран отлично подойдет. Все очень увлеченно их украшали, а Надя применяла какие-то особые техники, подсмотренные в тик-токе, о которых я ни сном ни духом. ;)
- Рождественская звезда и открытка (бумага и акварель) - Германия. Бумажные звезды оказались самыми сложными! Но когда сделали первую половинку, стало проще. Заодно нарисовали открытки. Вернее, сперва нарисовали открытки по-мокрому, а пока они сохли, делали звезды (фото 3).
- Украшение на елку - дракон (роспись по дереву) - финал, Рождество. А вот тут было не очень удачно, потому что роспись - не для малышей, а я что-то увлеклась и не позаботилась. К счастью, со мной волонтером ездила воспитатель детского сада. Малышей мы нейтрализовали, пока мамы увлеченно раскрашивали драконов (фото 4).
Вот такое кругосветное путешествие у нас получилось. Вокруг света за 365 дней, 50 выездов (если считать еще три концерта и фейерверк), около 300 детей поучаствовали в наших путешествиях.
Не знаю даже, что мне больше нравится - делать образцы, показывать детям, как делать что-то руками или болтать о разных странах (всегда есть темы для разговоров! Особенно живо обсуждали особенности образования ;)) . Думаю, не замутить ли новый проект. Ммм, "Удивительный мир", например: можно придумать всё, что угодно - от физических экспериментов до создания газеты.
#хороший2023