В декабре 2016 года Генеральная Ассамблея ООН поддержала подготовленный Киевом документ об имеющихся, якобы, в Крыму «нарушениях прав человека». В январе 2017 года, опираясь на это решение, Украина подала в Международный суд ООН судебный иск против России по «факту дискриминации крымских татар, украинцев и других национальных групп». Теперь украинский МИД хочет превратить это дело в судилище «по факту российской и советской оккупации». Над «историческим обоснованием» претензий работает целая группа «историков» из Института истории Украины НАНУ, Украинского института национальной памяти, Киевского национального университета им. Т. Шевченко, Научного гуманитарного общества, Института украинской археографии, Всемирной ассоциации украинистов.
Им поставлена задача доказать, что Крым исторически был украинским, а Россия всегда «незаконно оккупировала» его - еще со времен Екатерины II. Как они собираются это сделать - одному Богу известно. Но судя по «историческим» материалам, которые массово наполнили украинские СМИ, сейчас «эксперты» сосредоточились на обосновании того, что Российская империя «незаконно аннексировала» земли войска Запорожского во времена Екатерины II.
В качестве отправных точек - ликвидация Гетманщины и Запорожской Сечи, которые, якобы, владели территорией современного юго-востока Украины еще до прихода Москвы. Правда, не поясняется, почему сами казаки до середины XVIII века называли земли южнее Черкасс «Диким полем». И почему до эпохи российских императриц Елизаветы и Екатерины не осталось ни единого документального свидетельства существования на этих территориях поселений (за исключением самой Сечи и кратковременного существования крепости Кодак).
Что же касается юридической основы, то сложно понять, как ее можно подвести под все эти «исторические» изыскания. В правовом отношении с 1654 года запорожские казаки являлись подданными московского царя. В международном отношении все земли Запорожской Сечи и Гетманщина были закреплены за Москвой с 1686 года - согласно «Вечному миру».
Казаки официально состояли на службе у царя. Так, в 1735 году жалованье тех из них, кто проживал в Сечи, составляло 20 тысяч рублей плюс 2 тысячи куплей муки, не считая содержания кошевого атамана и его свиты. В свою очередь, казаки выполняли функции по охране границ, т.е. обязанности пограничной стражи. В административном отношении Сечь имела двойное подчинение - гетману и киевскому губернатору.
Позже, во времена императрицы Елизаветы Петровны, - была переподчинена Сенату. Ни о какой «независимости» не только Гетманщины, но и Запорожской Сечи и речи быть не могло, т.к. они были административными субъектами Российского государства. Их ликвидация в правовом отношении также произошла на абсолютно законных основаниях.
Отмена титула гетмана Войска Запорожского по указу Екатерины II 1764 года была осуществлена на основании доклада главы гетманской администрации о масштабной коррупции и неэффективности гетманской администрации. С этими выводами согласился последний гетман Кирилл Разумовский.
Основанием о ликвидации Запорожской Сечи в 1775 году стало то, что после победы в русско-турецкой войне 1768−1774 годов и присоединения южных земель, она оказалась внутри российской территории, т.е. перестала выполнять свои пограничные функции. Указ Екатерины II вышел в рамках единой административной («губернской») реформы во всей империи.
При этом само запорожское казачество никуда не делось. Оно было преобразовано сначала в Черноморское, а затем в Кубанское казачье войско. И если сегодня Украина поднимает вопрос о «незаконности аннексии казачьих земель Российской империей во времена Екатерины II», то подталкивает вспомнить о прямом преемнике Гетманщины и Запорожской Сечи. Это не нынешняя Украина, а Кубанское казачество.
Украинские власти своими бездумными инициативами относительно «преследования крымско-татарского народа» со времен сталинских депортаций уже создали один юридический прецедент - подтолкнули венгров вспомнить о незаконности их выселения из Закарпатья в 1944-1945 годах, поляков из Галичины и Волыни накануне и по окончании Великой Отечественной войны. Фактически заложили основу для требований реституции со стороны граждан Польши и Венгрии.
Теперь же закладывают следующий прецедент - осуждая Екатерину II за «аннексию земель Войска Запорожского», подталкивают Москву потребовать возврата «незаконно оккупированных казацких земель» законному владельцу. То есть передать территории, «принадлежавшие Гетманщине и Запорожской Сечи» (Одесская, Николаевская, Кировоградская, Днепропетровская, Запорожская, Донецкая, Луганская, Полтавская, Черниговская, Сумская, левобережье Киевской областей и сам Киев), в состав Краснодарского края Российской Федерации.