Похоже, делать прогнозы в отношении смены политической власти в Узбекистане, из ранга обыкновенной угадайки перешло в категорию поводов срубить лёгкое грантовое бабло. Сотни так называемых экспертов, которые понятия не имеют о хитросплетениях политико-экономической жизни Узбекистана, хоть и признают уровень максимальной изолированности страны, но тем не менее регулярно выдают свои отчёты и анализы, которые лично я читаю как новые скетчи Михаила Задорнова (того что сатирик, а не бывший глава финансовых ведомств в РФ и банкира). Все эти господа Аркадий Дубнов, Алексей Малашенко, Аждар Куртов и прочие мнимые эксперты по Узбекистану вечно воду в решете несут в ступу чтобы смолоть её потом в анализы и прогнозы.
Только на прошлой неделе официальные лица в РФ из числа военных официально объявили о том, что Россия теперь ведёт информационные войны. И это как бы правильно. Ворох публикаций по ситуации, возможным сценариям и прочему бреду что ждёт Центральную Азию после вывода ограниченного контингента НАТО из Афганистана, после выборов в Узбекистане и ситуации внутри Узбекистана и президентской семьи в русскоязычной прессе ярко свидетельствует о том, в каком русле течёт эта информационная война. Похоже, нас куда-то хотят склонить.
В то же время усиленные делегации политиков высшего ранга из стран НАТО, Азии, СНГ и тому подобного усиливающийся несмотря ни на что ручеёк инвестиций, грантов, льготных кредитов, обещаний построить, поддержать, помочь Узбекистану говорит ясно и чётко о многовекторности борьбы за влияние на Узбекистан и его будущее политическое руководство (ну и весь регион в целом) со стороны, НАТО, Евросоюза, Китая, Южной Кореи и прости господи арабских шейхов и прочих мелких пройдох. И уже никто не обращает внимания на сотни всяких докладов о положении прав человека, о коррупционных схемах распилов грантов и кредитов, о систематической и хронической болезни системы государственного администрирования и экономического регулирования. Всем важно знать с кем и куда собирается завтра Ташкент.
Что же волнует нас самих, жителей и граждан этой страны? Для нас важна в первую очередь политическая стабильность. Угрозы экономического коллапса очень велики. Недавний кризис с сахаром и постоянные сбои в поставках бензина и дизельного топлива яркое свидетельство системного кризиса. Продолжающаяся чистка во всех без исключения силовых органах и органах власти на местах доказательство существенности непримирой борьбы за место под солнцем как среди самих власть имущих, так и вообще между всеми подряд. И это только один маленький аспект.
Существует широко распространённым миф об изолированности Узбекистана от внешнего мира. Но, если просто просмотреть сообщения на сайте внешнеполитического ведомства за последние несколько месяцев, год и вообще декаду, можно увидеть что политический диалог МИД и МВЭСИТ Узбекистана и руководства страны во внешнеэкономической деятельности является типичным образцом челночной дипломатии, который постоянно лавирует и меняется в соответствии с оперативно изменяющейся обстановкой в мире, регионе и эти двусторонние переговоры отличаются повышенной интенсивностью.
Постоянная угроза прорыва внешних сил с Афганистана, непосредственно оттуда, через Таджикистан, Киргизию, а с недавних пор и через Туркмению, заставляет Узбекистан как мы видим в последние недели, постоянно держать в боевой готовности все вооружённые силы и службы безопасности. Усиленный режим ВС и КОГГ и внутренних войск внешне не очень заметен, но он чётко отслеживается силами электронной разведки США и НАТО наверняка.
Угроза возникновения внутренних беспорядков в Ферганской долине, Каракалпакии и других регионах, где из за экономической нестабильности, глубокого проникновения происламистких настроений и внешних факторов, также заставляет государство хотя бы формально бороться с этим и наносить упреждающие удары, в виде арестов всяких мелких ячеек, преследования неформальных движений типа "Алга Каракалпакстан". Разумеется, различные западаные и исламисткие внешние игроки пытаются подпитывать и этих внутренних и внешних врагов Узбекистана (ИДУ и прочие группировки) как материально, так и в тактико-техническом плане. Таким образом, Узбекистану сейчас очень нелегко. Это уже не молодая невеста за которую борятся разные женихи, это скорее, свободная женщина вольного нрава которая флиртуя с различными ухажёрами стремиться лишь к своей выгоде и интересами, спекулируя целями и задачами своих контрагентов против них же самих.
*Единственное что было стоющего из всех этих анализов, и то с грехом пополам, это когда в прошлом году очередной гипер-политэкономико-технолог и лоббист провёл анализ политических рисков для инвесторов. Речь об этом
http://www.minchenko.ru/netcat_files/File/Uzbekistan%20issledovanie%2015_07_full.pdf и этом исследованиях
http://www.mgimo.ru/files2/y12_2013/244963/Political_risk_for_foreign_investors_in_Central_Asia.pdf )
Дальше сплошная вода:
http://carnegieendowment.org/files/CP_Uzbekistan_web_Eng2014.pdf http://carnegieendowment.org/files/CP_Uzbekistan_web_Rus2014.pdfhttp://e-center.asia/ru/news/view?id=4517http://e-center.asia/ru/news/view?id=4528http://russiancouncil.ru/projects/project/?PROJECT_ID_4=4http://www.adbi.org/files/connecting.central.asia.economic.centers.executive.summary.russian.pdfhttp://www.regnum.ru/news/polit/1778725.htmlhttp://www.materik.ru/problem/index.php?ID=1363