В нашей стране зимне-весенний период изобилует праздниками. Сначала Новый Год и Рождество, затем вошедшее не так давно в обиход празднование Дня Влюбленных, 23 февраля традиционно мы поздравляем мужчин, а 8 марта женщин. Все торжества связаны с приобретением большого количества подарков. Торгующие организации вполне обоснованно рассчитывают получать высокую прибыль. В условиях жесткой конкуренции управляющий персонал большинства магазинов прибегает к некоторым уловкам, чтобы еще больше стимулировать покупателя оставить в торговой точке честно заработанные средства.
Один из маркетинговых ходов - воздействие на чувства покупателя. Так например, на уровне глаз располагается более дорогостоящий товар, дешевый - на нижних или верхних полках. Для рекламируемой продукции выделяются отдельные стеллажи и корзины, щедро украшенные призывными лозунгами. Влияет на настроение покупателя и музыка. К примеру, в отделах дорогого алкоголя могут проигрываться спокойные мелодии, располагающие к повышению уверенности в себе и стимулирующие потратить значительные средства. Быстрая и динамичная музыка побуждает действовать быстро, т.е. схватить первый попавшийся под руку товар. Таких вмешательств, влияющих на чувства потенциального потребителя достаточно много, их разработкой занимаются большие исследовательские коллективы.
План крупных супермаркетов обычно составлен таким образом, чтобы покупатель прошел максимальное расстояние. Его тележка при этом может заполняться ненужным товаром, соблазняющим яркой этикеткой, сниженной ценой, призывом «Акция!» и прочими хитростями. Самая востребованная продукция обычно располагается в конце пути покупателя. Противодействовать этому сложно, но можно. Помогает избежать лишних трат составленный заранее список необходимого товара. Следует взять за правило строго его придерживаться и не отступать нив коем случае, насколько соблазнительны бы ни были предложения. Конечно, до сих пор еще можно встретить в магазине человека, достающего из кармана замусоленный листок и карандашом вычеркивающего положенные в тележку продукты. Сегодня современные технологии приходят на помощь потребителю. Например, новое мобильное приложение разработала известная российская компания
I-Free, отзывы о программе говорят сами за себя. Продукт, называемый Listick, представляет собой удобный и красивый список планируемых покупок. С ним поход в магазин превращается в сплошное удовольствие. Покупатель может не только помнить о необходимых в доме товарах, но и контролировать собственные расходы.
Еще один маркетинговый ход руководства супермаркетов - организация в торговом зале кафе. После утомительного блуждания по отделам магазина, запахи, витающие в воздухе, пробуждают аппетит, а вид изысканных (но дорогих!) пирожных вызывает желание немедленно их попробовать. Так появляется еще одна статья незапланированных расходов.
Еще одной маленькой хитростью для дополнительного получения прибыли является скрытый обвес. Конечно, в современных супермаркетах продавцы не имеют возможности обвесить покупателя явно. Но расфасованные заранее продукты с течением времени теряют влагу, усыхают, т.е. становятся легче. Таким образом, масса товара не соответствует проставленной на этикетке. Избежать такой неприятности легко - следует приобретать нерасфасованную продукцию, взвешивая непосредственно перед оплатой.
Последним критическим для покупателя местом является пространство перед кассой. Стоя в очереди и глядя на полки с яркими упаковками, редко можно устоять перед соблазном положить еще что-нибудь в свою корзинку.
И напоследок мы желаем вам быть бдительными, не поддаваться на искушения. И тогда все расходы будут под контролем