Бабур в истории узбекской литературы.

Feb 14, 2010 06:38

Захириддин Мухаммад Бабур

1483-1530
Захириддин Мухаммад Бабур занимает особое место в исто­рии культуры и литературы узбекского народа. В этом человеке сочетались самые различные таланты. Он был не только видным государственным деятелем своей эпохи, но и основателем ог­ромного сильного государства, которое просуществовало после его смерти более трёхсот лет. Бабур является автором един­ственных в своём роде исторических записей - "Бабур-наме" - ценнейшего памятника в прозе на литературном узбекском язы­ке. Почти вся его жизнь прошла в сменявших одна другую воен­ных экспедициях, но Бабур уделял время науке, литературе, музыке, добившись и на этом поприще значительных успехов. Ему принадлежат стихотворные трактаты по правоведению и экономике, трактаты в прозе по музыке, поэтике и по военному делу, он создал свой особый стиль письма, называемый "Хатти Бабури". И в то же время Бабур был талантливым лирическим поэтом, продолжившим лучшие традиции поэзии Алишера На­вои и сумевшем внести свой вклад в развитие узбекского языка и литературы.

Захириддин Мухаммад Бабур родился в благодатной Ферган­ской долине 14 февраля 1483 года. Уже в возрасте двенадцати лет Бабур унаследовал отцовский престол и с первого дня прав­ления стал защищать свой удел от посягательств других претен­дентов. После девяти лет упорной борьбы Бабур потерпел окончательную неудачу в своём стремлении объединить тимуридское государство и был вынужден покинуть родной край. Так, в воз­расте двадцати одного года, Бабур стал изгнанником. Позже тема изгнанничества и потери Родины станет одной из центральных тем лирики Бабура.

Ты на чужбине - и забыт, конечно, человек!

Жалеет только сам себя сердечно человек.

В своих скитаньях ни на час я радости не знал!

По милой родине скорбит извечно человек.

После безуспешных попыток вернуть утраченные владения Бабур предпринимает ряд походов в Индию и, разгромив войска делийского султана, основывает на подвластной ему территории империю, вошедшую в историю мировой цивилизации под име­нем "Империя Великих Моголов".

Бабур умер 26 декабря 1530 года в Агре. Впоследствии его останки были перевезены в Кабул. Гробница его сохранилась до наших дней.

Самым значительным его произведением по праву является "Бабур-наме". В этом своеобразном историческом документе от­ражены не только события из жизни Бабура за двадцать пять лет, но и даётся подробное описание окружающей природы, ра­стений и животных, самые различные сведения по культуре, архитектуре, искусству, географии, климату тех стран, в кото­рых довелось побывать автору. Бабур много пишет о людях, с которыми его свела судьба. Книга полна ярких портретов совре­менников Бабура, известных деятелей своего времени - по­этов, музыкантов, художников, правителей. Особенно тепло от­зывается Бабур о своём духовном наставнике, великом узбекс­ком поэте Алишере Навои. "Бабур-наме" является не только интересным литературным произведением, образцом мемуарной прозы на узбекском языке, но и историческим памятником, ко­торый дает полное представление о жизни народов Узбекистана и Центральной Азии на рубеже XV и XVI веков. Это произведе­ние свидетельствует так же о том, что его автор был одарённым, волевым и умным человеком, с разнообразными интересами и большим кругозором.

Захириддин Мухаммад Бабур был в то же время талантли­вым поэтом. Поэтическому искусству он учился у своего вели­кого современника Навои, но при этом его лирика лишена подражательности. Бабур сумел привнести в достаточно устоявши­еся жанровые и образные каноны газели своеобразную лёгкость и пронзительную искренность чувств, ясность, простоту и реа­листичность. Для лирики Бабура характерно то, что глубокие и сложные переживания автор передаёт в чрезвычайно простых выражениях:

Меня судьба, увы, измучила вконец.

Оторвала давно от любящих сердец.

Чего-чего она мне только не дарила:

И горе, и позор, и царственный венец.

Большое место в его произведениях уделено родине, которую поэт горячо любил. Разлука с родным краем была огромной жизнен­ной трагедией Бабура. До конца своих дней он с теплотой вспо­минал прекрасную Ферганскую долину, её благодатные земли и буйные реки. Нередко тема потерянной родины совмещена в стихотворениях поэта с темой любви. Переживая разлуку с воз­любленной, Бабур оплакивает утрату отчизны:

Чужбине заплатил своею кровью дань я.

Моё лицо давно покрыла пыль изгнанья.

Мне страшно расспросить о том, как ты жила,

Мне страшно говорить и про свои страданья.

Согласно традициям восточной лирики, воспевающей любовь, красоту возлюбленной, радость свидания и страдания от разлу­ки, темой большинства газелей Бабура является тема неразде­ленной любви. Лирический герой Бабура страдает от ветрености и капризов возлюбленной и в то же время не устаёт восхищать­ся её красотой. В описаниях возлюбленной много возвышенных сравнений, поэт называет её солнцем, луной, часто сравнивает с цветами - розой, тюльпаном, гиацинтом, фиалкой. Влюбленный герой газели сравнивает себя с мотыльком, сгорающим в пламе­ни любовного жара, с соловьем, воспевающим гордую красоту неприступной розы. Эти поэтические средства были характер­ными для поэтики жанра газели. Бабур творчески переработал традиции газели, внёс в описания простоту и реалистичность. Лирическая героиня его газелей, несмотря на возвышенные эпи­теты, земная женщина, капризная и непостоянная, приносящая страдания полюбившему её поэту.

Для восточной поэзии характерна ярко выраженная фило­софская направленность, получившая отражение и в лирике Бабура.

Желанной цели должен ты добиться, человек,

Иль ничего пускай тебе не снится, человек.

А если этих двух задач не сможешь ты решить -

Уйди куда-нибудь, живи, как птица, человек!

Богатая по своему содержанию, высокая по художественному уровню лирика Бабура находит отклик в сердцах современ­ных читателей, свидетельствуя о большом интересе к творче­ству поэта.

Литературные произведения:

Источник

литература, Узбекистан, история, Бабур

Previous post Next post
Up