Захириддин Мухаммад Бабур
1483-1530
Захириддин Мухаммад Бабур занимает особое место в истории культуры и литературы узбекского народа. В этом человеке сочетались самые различные таланты. Он был не только видным государственным деятелем своей эпохи, но и основателем огромного сильного государства, которое просуществовало после его смерти более трёхсот лет. Бабур является автором единственных в своём роде исторических записей - "Бабур-наме" - ценнейшего памятника в прозе на литературном узбекском языке. Почти вся его жизнь прошла в сменявших одна другую военных экспедициях, но Бабур уделял время науке, литературе, музыке, добившись и на этом поприще значительных успехов. Ему принадлежат стихотворные трактаты по правоведению и экономике, трактаты в прозе по музыке, поэтике и по военному делу, он создал свой особый стиль письма, называемый "Хатти Бабури". И в то же время Бабур был талантливым лирическим поэтом, продолжившим лучшие традиции поэзии Алишера Навои и сумевшем внести свой вклад в развитие узбекского языка и литературы.
Захириддин Мухаммад Бабур родился в благодатной Ферганской долине 14 февраля 1483 года. Уже в возрасте двенадцати лет Бабур унаследовал отцовский престол и с первого дня правления стал защищать свой удел от посягательств других претендентов. После девяти лет упорной борьбы Бабур потерпел окончательную неудачу в своём стремлении объединить тимуридское государство и был вынужден покинуть родной край. Так, в возрасте двадцати одного года, Бабур стал изгнанником. Позже тема изгнанничества и потери Родины станет одной из центральных тем лирики Бабура.
Ты на чужбине - и забыт, конечно, человек!
Жалеет только сам себя сердечно человек.
В своих скитаньях ни на час я радости не знал!
По милой родине скорбит извечно человек.
После безуспешных попыток вернуть утраченные владения Бабур предпринимает ряд походов в Индию и, разгромив войска делийского султана, основывает на подвластной ему территории империю, вошедшую в историю мировой цивилизации под именем "Империя Великих Моголов".
Бабур умер 26 декабря 1530 года в Агре. Впоследствии его останки были перевезены в Кабул. Гробница его сохранилась до наших дней.
Самым значительным его произведением по праву является "Бабур-наме". В этом своеобразном историческом документе отражены не только события из жизни Бабура за двадцать пять лет, но и даётся подробное описание окружающей природы, растений и животных, самые различные сведения по культуре, архитектуре, искусству, географии, климату тех стран, в которых довелось побывать автору. Бабур много пишет о людях, с которыми его свела судьба. Книга полна ярких портретов современников Бабура, известных деятелей своего времени - поэтов, музыкантов, художников, правителей. Особенно тепло отзывается Бабур о своём духовном наставнике, великом узбекском поэте Алишере Навои. "Бабур-наме" является не только интересным литературным произведением, образцом мемуарной прозы на узбекском языке, но и историческим памятником, который дает полное представление о жизни народов Узбекистана и Центральной Азии на рубеже XV и XVI веков. Это произведение свидетельствует так же о том, что его автор был одарённым, волевым и умным человеком, с разнообразными интересами и большим кругозором.
Захириддин Мухаммад Бабур был в то же время талантливым поэтом. Поэтическому искусству он учился у своего великого современника Навои, но при этом его лирика лишена подражательности. Бабур сумел привнести в достаточно устоявшиеся жанровые и образные каноны газели своеобразную лёгкость и пронзительную искренность чувств, ясность, простоту и реалистичность. Для лирики Бабура характерно то, что глубокие и сложные переживания автор передаёт в чрезвычайно простых выражениях:
Меня судьба, увы, измучила вконец.
Оторвала давно от любящих сердец.
Чего-чего она мне только не дарила:
И горе, и позор, и царственный венец.
Большое место в его произведениях уделено родине, которую поэт горячо любил. Разлука с родным краем была огромной жизненной трагедией Бабура. До конца своих дней он с теплотой вспоминал прекрасную Ферганскую долину, её благодатные земли и буйные реки. Нередко тема потерянной родины совмещена в стихотворениях поэта с темой любви. Переживая разлуку с возлюбленной, Бабур оплакивает утрату отчизны:
Чужбине заплатил своею кровью дань я.
Моё лицо давно покрыла пыль изгнанья.
Мне страшно расспросить о том, как ты жила,
Мне страшно говорить и про свои страданья.
Согласно традициям восточной лирики, воспевающей любовь, красоту возлюбленной, радость свидания и страдания от разлуки, темой большинства газелей Бабура является тема неразделенной любви. Лирический герой Бабура страдает от ветрености и капризов возлюбленной и в то же время не устаёт восхищаться её красотой. В описаниях возлюбленной много возвышенных сравнений, поэт называет её солнцем, луной, часто сравнивает с цветами - розой, тюльпаном, гиацинтом, фиалкой. Влюбленный герой газели сравнивает себя с мотыльком, сгорающим в пламени любовного жара, с соловьем, воспевающим гордую красоту неприступной розы. Эти поэтические средства были характерными для поэтики жанра газели. Бабур творчески переработал традиции газели, внёс в описания простоту и реалистичность. Лирическая героиня его газелей, несмотря на возвышенные эпитеты, земная женщина, капризная и непостоянная, приносящая страдания полюбившему её поэту.
Для восточной поэзии характерна ярко выраженная философская направленность, получившая отражение и в лирике Бабура.
Желанной цели должен ты добиться, человек,
Иль ничего пускай тебе не снится, человек.
А если этих двух задач не сможешь ты решить -
Уйди куда-нибудь, живи, как птица, человек!
Богатая по своему содержанию, высокая по художественному уровню лирика Бабура находит отклик в сердцах современных читателей, свидетельствуя о большом интересе к творчеству поэта.
Литературные произведения:
Источник