В Таиланде очень
популярны небольшие фигурки-амулеты. Увидев на рынке Бангкока талисман, показанный на картинке, я невольно заинтересовался его значением. Изображенное существо больше похоже на персонажа Миядзаки, чем на представителя буддийского пантеона. Поскольку наиболее характерной деталью образа являлось закрытое ладонями лицо, я подобрал еще пару фигур с этим признаком - который, действительно, оказался ключевым в понимании заложенного в них смысла.
Появление изображений
Пхра Пидта (пхра = монах; пид-та = закрытые глаза) связано с легендой о почитаемом буддийском учителе (по другой версии - самим Буддой), который закрывал лицо руками с целью отвлечься от суетного мира, мешавшего сосредоточению и достижению внутренней гармонии. При этом, буддизм никогда не считал полный уход от мира годным способом достижения совершенства. (Это особенно характерно для махаяны, с ее культом бодхисаттв, но еще раньше сам Будда разглядел обман и коварство в речах демона Мары, уговаривавшего Шакьямуни не утруждать себя общением с существами, завязшими в ловушке сансары.)
Однако буддизм, как любое нетривиальное философское учение, пришедшее в массы, погружен в кашу народных культов и суеверий, зачастую радикально меняющих смысл его идей и образов. Сам Будда к магии и колдовству всегда относился без почтения, считая их бесполезными иллюзиями. Тем не менее, Пхра Пидта быстро превратился из взывающего к размышлению символа сосредоточенности в магический амулет, механически предоставляющий хозяину защиту от всех напастей.
Мудрое фильтрование мирской суеты обернулось комизмом тотальной огороженности. Поскольку надежно закрыться от мира двумя ладонями сложновато, фигурки обзавелись дополнительными парами рук - закрывающими не только глаза и рот, но и уши, промежность, и даже пупок.