Статья Екатерины Мурашовой
про свободное время и (само)контроль"У меня постепенно возникает странное ощущение: современные родители в моем городе [..] не доверяют своим детям. Им кажется, что если их хотя бы частично предоставить самим себе, дать им свободу в организации занятий и досуга, то немедленно случится что-то неопределенно ужасное. Дети массово покинут нормальное социальное поле и куда-то «уйдут»."
Ага, знаю примеры. Что характерно, переубедить таких обычно невозможно, как вижу я. Но (сложно говорить за себя) мне кажется, как минимум мой брат решал сам. Его тут заслуга или родителей - мне неясно. Запросто может быть, что вообще - школы (а родителей в таком случае - только в факте смены школы).
А меня, как обычно, мучает, как почувствовать эти границы (понятно, что у каждой пары родитель-ребенок - свои). Есть подозрение, что оно будет "само" и правильно, если с детства давать выбор, давать чувствовать последствия, вовлекать в принятия решений и семейные дела и, вообще, мотивировать включать голову (ну, в общем, весь классический набор "правильного" воспитания, смотри Фабер, Мазлиш, Гиппенрейтер, Петрановскую и остальных)
Еще в тему:
Миссия родителей нашего времени (Аглая Датешидзе)
..мы, нынешние мамы, в детстве воспитывались в такой системе, которой уже не существует. И многие наши рефлекторные реакции, заложенные в 3-5 лет, рассчитаны на социум, которого больше нет..
..я хочу сформулировать некоторые принципы, которым, по моему личному мнению, важно учить детей для того, чтобы они могли быть успешными в любом обществе. Мы должны стать для наших детей шлюзом из старого мира в новый, совершенно неизвестный..
Как представляют себе воспитанных детей в России? (Л. Петрановская)
Это ребенок, который в контакте с собой, со своими чувствами, который умеет обращаться за помощью, способен как к поверхностным социальным отношениям (коллеги, однокурсники, приятели), так и к глубоким длительным (лучший друг, девушка, парень), способен отдавать себе отчет в том, что ему действительно нужно, и отличать свои желания от того, что принято хотеть в этом сезоне, прилагать какие-то усилия к исполнению своих желаний. Вот и все.
Игры 60 лет назад и сейчас (Питер Грей)
В школе взрослые несут за детей ответственность, принимают за них решения и разбираются с их проблемами. В игре дети делают это сами. Для ребенка игра - это опыт взрослости: так они учатся контролировать свое поведение и нести за себя ответственность. Лишая детей игр, мы формируем зависимых и виктимных людей, живущих с ощущением, что кто-то облеченный властью должен говорить им, что делать.
В одном из экспериментов крысятам и детенышам обезьян позволяли участвовать в любых социальных взаимодействиях, кроме игр. В результате они превращались в эмоционально искалеченных взрослых. Оказавшись в не очень опасной, но незнакомой среде, они в ужасе замирали, не в силах преодолеть страх, чтобы осмотреться. Столкнувшись с незнакомым животным своего вида, они либо сжимались от страха, либо нападали, либо делали и то, и другое - даже если в этом не было никакого практического смысла.