Про детство

Nov 13, 2012 08:49

Детям крайне повезло в том, что они дети.
Они живут в сладком неведении о том, как жизнь устроена.
Им отдают самое вкусное, окружают вниманием и стоит поканючить пару раз "Хочу машинку!"- через полчаса воплей получаешь желаемое без разговоров. Говорю сейчас,естественно, не обо всех детях, а только лишь о потомках родителей, которых не научили говорить нет.

Я была крайне эгоистичным ребенком. До появления сестры (которую, как я иногда думаю, родили, чтобы мне жизнь совсем медом не казалась) я весьма искренне полагала, что вселенная вертится вокруг меня. До крайней степени тщеславия меня довели родители, крестная и бабка с дедом. У последних я числилась первой вылупившейся внучкой, а стало быть самой любимой. Но, должна заметить, что с двоюродной Машей мы всегда конкурировали. За все. За похвалу после выступлений на стульчиках, за успехи в музыке и школе. Собственно, после того как нам с ней исполнилось по 10, конкуренция отошла в прошлое – мы обе осознали глупость подобного соперничества. А вот родители (в частности мамы) достаточно долго еще пытались нашими успехами погордиться друг дружке.
Меня отдали учиться музыке в 6. Машу спустя полгода. Бабуля возила меня на дом к музработнику детсада, в котором она работала заведующей. Дай Бог памяти, по-моему, учителя звали Нина Константиновна. Парадокс, не помню как звали учителя, зато помню как звали ее собаку – Танака. Это был вонючий седой пекинес, которого я обожала. Занимались мы на дому, в темной квартире с большой парадной, на черном скрипучем инструменте. Трям-брям. У ребенка талант - резюмировал учитель.

На выпускном в детском саду я старабанила одним пальцем незамысловатую мелодию, чем сорвала бурю аплодисментов. Мама утирала глаза, папа одобрительно улыбался.

Успех следовало обязательно закрепить, а навыки развить. Ребенка отдали в музыкальный класс. Музыкальная студия при средней образовательной школе набирала экспериментальный класс. У всех как у людей – математический класс, или какой там... физико-химический. Гуманитарный, в конце концов. А у нас был музыкальный. Как уже умеющую одним пальцем, меня сразу определили во 2й класс. Т.е. днем я училась со всеми в первом классе, а потом благополучно отделялась от коллектива и шла на сольфеджио в одиночку. Преподавателям эта петрушка надоела где-то через полгода, и они решили посадить репку обратно. Ко всем. Меня это только обрадовало на тот момент, в одиночку мне всегда скучно. Когда хвалят никто не слышит,а это никуда не годится. Диктанты я писала после первого прослушивания, на слух. Пела с удовольствием. Баловалась в хоре, зная, что без меня линия второго сопрано провалится, замолкала в самый ответственный момент, потом снова вступала под гневные но добрые взгляды учителя. Гаммы ненавидела и считала ниже своего достоинства упражняться в них. Экзамены сдавала безобразно, бесцеремонно пользуясь остатками авансов выданных учителями за мой природный типа талант.

Нас ведь как учили. Надо получать пятерки. По всем предметам, включая физкультуру. Вынь да положь. Если даже для этого придется в марте месяце по земле школьного стадиона, покрытой коркой льда, наматывать 8 кругов ада, когда тебе уже где-то 15, у тебя груди растут, комплекс неполноценности и острая реакция на любой хмык за спиной. А ты в марте на бабушкиных лыжах и в дедовых ботинках 8 кругов по льду. А потом меня еще спрашивают, почему я лыжи не люблю.

Так вот. Пятерки по всем предметам – это неоспоримое зло, издержка советской системы образования. Когда любая самореализация хороша только когда она на благо коммунизма. Ну и в рамках советской доктрины, разумеется. (Боже, зачем я написала это слово в своем блоге). Пятерки по всем предметам вносят смуту в разум ребенка и мешают ему понять, чего он вообще собой представляет. Вообразите.
Я обожала читать.
Мы с мамой писали диктанты по произведениям Толстого. Ну, когда, вы в курсе, одно предложение в погонный метр длиной. И сплошные запятые.
Химия нравилась только практической частью, где смешивали в пробирках разные пахучие жидкости и порошки.
Физика страшно бесила. Впрочем, как и всех в классе. У преподавателя было гнездо из волос на голове, в которое летели бумажные шарики, посылаемые хулиганами с крайних парт, там и застревали. Авторитет учителя был нулевым.
Историю нам надиктовывали с учебника, слово в слово. После просмотра Доживем до понедельника я возненавидела всех этих учителей, которых было два или три на всю мою школьную историю.
На английском мы пели песни. Я ровным счетом ничего не понимала в языке. На первом курсе колледжа я стала заниматься с репетитором и вот тогда примерно поняла, как мне нравится это дело.
С математикой я дружила в разумных пределах, т.е. в объеме школьной программы, не более, на олимпиадах проваливалась.

По всем предметам у меня были твердые 5. Даже по физкультуре. Гордость не позволяла мне получать хорошо там, где можно было получить отлично.
Когда в девятом классе надо было куда-то решить поступать, самым очевидным, казалось бы, было идти дальше заниматься музыкой. Но я прекрасно понимала, чем мне это может грозить в случае провала карьеры певицы (муахаха). Это преподавание предмета вот таким же, как я (в лучшем случае) в музыкальной школе за какие-то очень скромные деньги. Чего я очень не хотела, прикинув дальнейший ход событий и в принципе тенденцию к развитию общества потребления. А потреблять я очень люблю. И употреблять тоже, но об этом после.

Сейчас-то я понимаю, что прямая дорога мне была в журналистику (да простят меня журналисты, читающие эти слова, не икайте). А лучше в языки. Но тогда никто особо не разбирался в том, где же я смогу найти свое призвание. И нужно ли оно мне вообще – не выпендривайся, Катя и дело с концом.

Дальше уж совсем бред. По телевизору показывали сериал (английский по-моему), который назывался Bugs. Жучки. Про программистов и хакеров. Главной героиней там была афроамериканская барышня с домом на голове, которая виртуозно нажимала на кнопки и открывала все двери во все места. Меня это крайне восхитило. Екатерина решила: хочу быть программистом. Можно сказать, что виновником всей моей дальнейшей не совсем удавшейся жизни является телевидение, BBC в частности.

На последнем родительском собрании перед выпускным Наум Михайлович, директор музыкальной студии, выступил с речью. Поблагодарил родителей за детей, силы, годы, труд и т.д. Выразил надежду, что несколько из выпускников первого экспериментального музыкального класса продолжат обучение предмету, и среди пары фамилий озвучил мою. Потом ответное слово взяли родители, которые с нотой гордости говорили о планах своих детей – консерватория, музыкальное училище, хоровое пение. Дошла речь до моей мамы. И она сказала что Катя идет учиться на программиста в колледж. Гордо так сказала. Наум Михайлович поджал губы и больше с моей мамой не разговаривал.

То, что выбор пути писателя алгоритмов и кодов вместо эссе и романов, был ошибочным, я поняла где-то на курсе втором. Но было уже поздно.
Получив диплом с отличием (опять), рыпаться было почти бесполезно, и требовалось заколотить последний гвоздь в крышку гроба поиска моего таланта получением высшего экономического образования.
Поступив на вечернее отделение УГАТУ, я было вознамерилась найти свое призвание на работе. Так начался мой извилистый и тернистый трудовой путь, который пока никуда до сих пор не привел.

Резюме: не заставляйте свое дитя получать отлично по всем предметам. Не вымещайте свои нереализовавшиеся мечты и комплексы школьной поры на своих детях. Дайте им дышать. Чувствуйте их настроение, состояние, разговаривайте с ними. Не толкайте. Просто идите рядом. Но вовремя остановите их от ошибки, если чувствуете что она может совершиться. Хотя бы просто попытайтесь. И, ради Бога, выключайте телевизор и Интернет.

Запись сделана с помощью m.livejournal.com.
Previous post Next post
Up