Ян Амос Коменский
Вначале небольшое отступление. Мне видятся три ловушки (вероятно их больше) в которые мы можем попасть, в своём стремлении спасти российское образование от краха:
1. Запаздывание с переходом от критики к конструктивным предложениям. Предложения использовать «в пожарном порядке» какие-то элементы из проверенного советского опыта вряд ли является конструктивными, если за ними нет целостного системного подхода, требующего серьёзной кропотливой работы. Содержательная критика необходима, но в какой-то момент становится катастрофически недостаточна, поскольку у заинтересованного наблюдателя возникает естественный вопрос - А что вы предлагаете делать дальше? Со всеми вытекающими последствиями в случае отсутствия по-настоящему убедительного ответа.
2. Боязнь сложного и стремление к «спасительной» простоте. Данный вопрос достаточно подробно раскрыт, например, в статье
«Ставка на сложность».
3. С третьей ловушкой сложнее. Для лучшего понимания её природы предлагаю читателю ознакомиться со статьёй
«О коммунизме и марксизме - 28» из одноименного цикла Сергея Кургиняна. Опираясь на тезисы статьи, опишу эту ловушка так:
Советское образование, при всей его благости, существовало в мире, повреждённом превращёнными формами в такой степени, что этот мир не устоял, и более того - возможно и не мог быть трансформирован без разрушения. Из этого следует, что мы не можем относиться к советскому наследию (в данном случае в образовании) недостаточно критично - мы не должны опрометчиво переносить в будущее наряду с безусловно благим и то, что возможно оказалось «инфицировано» превращёнными формами. И мы обязаны исследовать также и то наследие (при том не менее критично), которое не принималось советской системой по описанным в статье причинам (первоначально - необходимостью поддержания мобилизационного накала, позже - защитными механизмами уже самих превращённых форм).
Видимо, когда в новых знаниях особенно нуждаешься - они тебя находят. И стрелка моего, достаточно хаотичного до сих пор поиска среагировала на нечто, названное одним из участников происходящего - «Красноярским феноменом». У меня же возникла другая, магнитная, ассоциация - «Красноярская аномалия».
Итак -
VIII Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования: соотношение коллективного и индивидуального в обучении».
(продолжение следует)