20 ноября 2015 года по инициативе Общественной палаты демографического и социального развития Гражданской ассамблеи Красноярского края состоялась ежегодная конференция «Дети Красноярского края: настоящее и будущее». В работе конференции приняли участие более 100 человек - представители власти, государственных и муниципальных учреждений, НКО, вузов, активные граждане.
РВС участвовала только в работе площадки по трудовому воспитанию.
Программа, материалы по трудовому воспитанию
один,
два,
три.
Основными на конференции были четыре темы обсуждения:
- Проблемы и пути развития постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей сирот,
- Проблемы подготовки и дальнейшего сопровождения замещающих семей,
- Необходимость формирования ответственного подхода к родительству,
- Последствия нехватки трудового воспитания детей в школах и интернатах.
Участники констатировали, что для решения социальных проблем, поднятых на конференции не достаточно усилий одной из сторон - власти, общественности или бизнеса. Назрела необходимость более тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Предложения участников переговорной площадки «Приемная семья - подготовка и сопровождение».
1. Министерствам образования и социальной политики. Поскольку в настоящий момент подготовкой приемных родителей занимается учреждение министерства образования, а сопровождением семей начинает заниматься министерство социальной политики, существует межведомственная разобщенность. Родители не обращаются в социальные учреждения, т.к. не знают лично специалистов и не доверяют. Необходимо обеспечить преемственность процесса подготовки и сопровождения (включение знакомства со специалистами соццентров, отвечающих за сопровождение приемных семей, в программу подготовки родителей).
2. Министерству социальной политики, профильным НКО. Ситуация с социально - психологической и педагогической поддержкой и сопровождением приемных семей в крае очень тяжелая. Запрос на эту услугу есть практически в каждой приемной семье, в большей или меньшей степени, но возможности ее получить, практически нет (нет квалифицированных специалистов в территориях, неудобное время работы социальных центров и др.). Необходимо развивать сеть социальных учреждений, НКО в которых будут подготовлены специалисты для оказания услуги социально -психологического сопровождения, выстроен оптимальный режим работы помогающих служб. Отсутствие общепринятых технологий сопровождения приемной семьи в независимости от социального статуса так же усложняет систему сопровождения. Необходимо систематизировать эту работу на краевом уровне и разработать методические материалы единые для разных ведомств и организаций с учетом опыта других регионов.
3. Министерству образования. Несоответствие реальной ситуации с детьми, готовыми уйти в приемную семью (в основном это дети школьного возраста) и программ подготовки приемных родителей (ожидания родителей связаны с детьми младшего возраста) затрудняет процесс принятия детей под опеку. Необходимо пересмотреть и дополнить с учетом текущей ситуации и запросов родителей программу подготовки приемных родителей. Ввести профильные НКО и бизнес, (прошедшие аттестацию и/или лицензирование) в список организаций, оказывающих данную услугу, чтобы родитель мог выбирать. В связи с тем, что наибольшее число возвратов детей из приемных семей происходит со стороны ближайших родственников (бабушки, дяди, тети), необходимо включить эти категории в число лиц, так же обязанных проходить школу подготовки приемных родителей.
4. Органам опеки. Поскольку специалисты органов опеки - единственные, имеющие основания для вхождения в семью, то необходимо включить в их функционал максимально полное информирование приемных родителей о тех службах и организациях, которые готовы оказывать бесплатную помощь семье (социальные учреждения, учреждения образования, молодежные центры, НКО и др.), а так же информирование социальных служб, осуществляющих сопровождение конкретной семьи, в случае выявления первых признаков неблагополучия (конфликта в семье, нарушение детско-родительских отношений и т.п.) с целью предотвращения повторного отказа от ребенка.
5. Министерству социальной политики и министерству образования. Поскольку дети, длительное время воспитывающиеся в учреждениях, имеют определенные психологические особенности, мешающие им успешно социализироваться, необходимо присвоить им статус "нуждающийся в инклюзии". Это позволит подготовить социальную среду: педагоги и воспитатели должны пройти дополнительную подготовку, сами образовательные учреждения должны быть информированы о поступлении к ним ребенка, перенесшего тяжелую психологическую травму, и создать условия для его скорейшей адаптации и социализации.
6. Министерству образования и профильным НКО. Большинство приемных семей констатировали, что их дети остро нуждаются в репетиторских услугах, оплачивать которые приемные семьи, имеющие нескольких детей, не в состоянии. Необходимо обеспечить возможность получения бесплатных или на льготных условиях услуг репетиторства в образовательных учреждениях по месту жительства или силами НКО, волонтеров. Так же силами НКО и социально ответственного бизнеса могут быть реализованы программы поддержки приемных семей наиболее востребованными узкими специалистами (логопед, дефектолог, массажист и др.)
7. Министерству образования. Поскольку до сих пор встречаются ситуации распределения детей из одной семьи в разные детские сады, то необходимо разработать механизм распределения мест, позволяющий избежать ситуации, когда родители вынуждены развозить детей по разным детским садам города (особенно это важно приемным семьям).
8. Министерству образования. В Красноярском крае существует уже зарекомендовавшая себя программа подготовки приемных родителей. Так же в детских домах существует программа подготовки ребенка к проживанию в семье. Эффективность детской программы мало изучена, а приемные семьи констатируют острую необходимость такой подготовки для детей с целью минимизации стресса и скорейшей адаптации в семье. Необходимо эти программы делать взаимодополняющими, когда и дети и взрослые могут принимать участия в мероприятиях программ подготовки. Таким образом, родители будут понимать специфику детей, их возрастные особенности, а дети знакомиться со взрослыми.
9. Министерству социальной политики. Поскольку большинство приемных семей констатируют нехватку психолого-педагогической поддержки и недостаточный уровень доверия к государственным учреждениям, то наиболее приемлемой и эффективной формой поддержки приемных родителей является клубная форма по месту жительства. Именно место в шаговой доступности, где собираются приемные родители, имеющие самый разный опыт воспитания детей, и в неформальной обстановке имеют возможность посоветоваться с другим родителем, получить консультацию специалиста и просто весело провести время всей семьей, позволяет родителям получить нужную информацию и эмоционально разгрузиться.
Предложения участников переговорной площадки «Постинтернатное сопровождение выпускников учреждений для детей сирот».
По итогам обсуждения сформированы следующие предложения:
1. Министерству образования. Сопровождение выпускников детских домов, должно быть комплексным и начинаться еще в стенах самого детского дома. Необходимо развивать индивидуальное наставничество в детских домах с перспективой сопровождения подшефных и после выпуска из детского дома в течение 3-5 лет. Сопровождение должно включать сразу несколько аспектов: профессиональный (получение профессии), социальный (приобретение навыков домашней работы, общения с людьми, умения
обращаться в органы государственной власти за защитой своих прав, либо оформления необходимых документов), социально-психологическое сопровождение (причем, для девушек и молодых людей она должна различаться). Все эти направления должны быть учтены в краевой программе постинтернатного сопровождения.
Помимо данной программы мы предлагаем создать Краевой центр сопровождения, где имеется единая база детей находящихся в домах малютки и детских домах, хранится индивидуальная программа социализации, осуществляется анализ жизненной ситуации по каждому ребенку от поступления в государственное учреждение до периода самостоятельной социальной жизни. Индивидуальная программа социализации может являться основным документом, по которому можно будет отследить процесс социализации и адаптации.
2. Министерству образования. В связи с отсутствием юристов в системе учреждений для детей сирот, жилищный вопрос стоит у выпускников очень остро. Следует предусмотреть возможность профессиональной юридической помощи выпускникам, обратив особое внимание на наличие у выпускника постоянного места жительства, его соответствие требованиям жилищного законодательства РФ. Так же необходимо обратить внимание на то, где будет зарегистрирован выпускник до момента получения жилого помещения, положенного по закону.
3. Министерству образования и бизнес сообществу. В связи с низким уровнем мотивации к труду, необходимо налаживать контакты с крупным бизнесом по вопросам трудоустройства выпускников детских домов на малоквалифицированные должности. Если предприятие будет заинтересовано в кадрах, то оно найдет способ заинтересовать ребят трудовой деятельностью.
4. Министерству образования. Для обеспечения преемственности между детским домом и учреждением образования, куда поступает выпускник, закрепить ответственность за сопровождение выпускников детских домов за конкретными должностными лицами учреждений высшего или среднего профессионального образования с закреплением в должностных обязанностях персонального кураторства. Примером может служить система сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении, где сопровождение осуществляется куратором случая на основе индивидуального плана работы.
5. Министерству образования. Развивать уже апробированные формы наставничества, разработанные НКО и другими организациями по всей России. Примером может служить форма работы фонда «Счастливые дети», где есть отработанная технология привлечения, обучения и сопровождения наставников. Потенциалом данного направления являются студенты вузов и ссузов. Необходимо ввести НКО в систему постинтернатного сопровождения на договорных условиях с возможностью дополнить и расширить социализацию воспитанников детских домов.
6. Министерству образования, профильным НКО, бизнес сообществу. Для более успешной социальной адаптации выпускников, необходимо усилить профориентационную работу. Потенциалом служит система профессиональной подготовки и реальные возможности системы дополнительного образования в территории, а так же возможности учреждений профессионального образования, НКО, предприятий:
адаптировать имеющиеся прикладные программы техникумов и училищ, куда в дальнейшем чаще всего попадают выпускники, для возрастной категории и особенностей учащихся детских домов,
активнее задействовать НКО и коммерческие структуры для знакомства с разными, востребованными на рынке, профессиями и сопровождения выпускников на производственной практике,
заинтересовывать бизнес сообщество в предоставлении рабочих мест на предприятиях при проведении производственной практики, организация новых рабочих мест для выпускников детских домов.
7. Министерству образования. С целью обеспечения преемственности полученного профессионального образования и рабочего места на предприятии, закрепить конкретные детские дома за конкретными предприятиями. Рассмотреть возможность квотирования рабочих мест на крупных предприятиях и целевого обучения на основе трехстороннего договора (Предприятие - детский дом - воспитанник) с обязательным условием обеспечения социальных гарантий и наставничества на рабочем месте. В основном, специальные программы поддержки молодого специалиста и «Социальных лифтов» имеются на крупных предприятиях края. Примером может служить «Роснефть».
Решить проблему летней занятости и проживания учащихся детских домов, которые вынуждены выезжать из общежития на период проведения ремонта и фактически оставаться на улице, через систему стройотрядов, гостевых визитов в семьи, проживания в хостелах за счет средств учреждения или в своем детском доме.
8. Министерству социальной политики. С целью оказания помощи выпускникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, продолжить работу по созданию в Красноярском крае сети социальных гостиниц семейного типа, на базе муниципальных учреждений, НКО, для разных категорий: несовершеннолетняя мама, женщина пережившая насилие, пост-тюремная реабилитация, семья в трудной жизненной ситуации, реабилитация нарко- и алко- зависимых, ВИЧ инфицированных.
9. Гражданской ассамблее. Создать рабочую группу от профильных палат Гражданской ассамблеи Красноярского края по контролю реализации в учреждениях для детей сирот ФЗ № 48, вступившего в силу с 01.09.2015г с целью выявления противоречий законодательной базы и реального состояния дел, а так же внесения предложений и дополнений в новый закон, поиска оптимальных путей его реализации.
Предложения участников переговорной площадки «Благополучие семьи - благополучие детей».
Для формирования у молодежи ответственного подхода к родительству и семье, как безусловной ценности, необходима государственная программа поддержки молодой семьи, в реализации которой важную составляющую будет играть межведомственное взаимодействие учреждений социальной защиты и образования, общественных социальных институтов. Крайне необходимыми в этой программе являются разделы, посвященные формированию культуры материнства и роли отца в воспитании и формировании личности ребенка.
Предложения участников переговорной площадки «Трудовое воспитание детей в школах и интернатах».
В результате разрушительных процессов в нашем образовании, труд был выведен за рамки воспитания, и даже самообслуживание школьников было объявлено «эксплуатацией детского труда». Для того, чтобы не провоцировать «иждивенческую позицию» у подрастающего поколения, в сфере трудового воспитания необходимо возвращение в образование полноценных программ и практик трудового воспитания. Для этого необходимо последовательное решение следующих задач:
1. Министерству образования. Снятие искусственных законодательных, нормативных ограничений для организации различных форм трудового воспитания в детских образовательных учреждениях.
2. Министерству образования. Подготовка примерных программ трудового воспитания, с учетом специфики образовательных учреждений, с участием методического центра и широким общественным обсуждением, и апробация их в пилотных учреждениях (школах и др.) Красноярского края.
3. Министерству образования. Обязательное включение в образовательные программы развернутой целостной ценностной составляющей.
4. Министерству образования. Организация просветительской работы среди родителей, учителей и организаторов образования.
5. Средствам массовой информации, НКО, активной общественности. Работа по созданию благоприятной информационной среды по реабилитации понятия труда, его ценности и значимости, в первую очередь при поддержке СМИ, интернета и других ресурсов.
6. Гражданской ассамблее. Предлагаем под эгидой Гражданской ассамблеи Красноярского края создать рабочую группу для проработки вопросов трудового воспитания, с участием заинтересованных палат, специалистов, общественности.
7. Министерству образования. Отдельной задачей предлагаем изучить критическую ситуацию с УПЦ "ПРОГРЕСС", как единственного уникального предприятия трудовой реабилитации трудных подростков в Красноярском крае, принять участие в его дальнейшей судьбе.