Продолжим персидские сказки. У горячо любимого народом русского классика Сергея Есенина есть так называемый "персидский цикл". В официальных биографиях этот период стараются поменьше касаться: мол, побывал на востоке, в частности, в Баку, написал "Шаганэ ты моя, Шаганэ...", а вот ещё написал "Голубая родина Фирдуси...", а вот ещё написал "В Хорассане есть такие двери..." и вообще русская поэзия такая замечательная, лёгкая и дружеская, как и вся Россия...
И стыдливо умалчивают про персидский поход товарища Примакова (при штабе которого кормился гений русской поэзии) и Гилянскую Советскую Социалистическую республику:
После скандального вывода советских войск последний персидский шахиншах Мохаммед Реза Пехлеви приступил к светской модернизации древней страны по европейским лекалам, старался уменьшить влияние мусульманского духовенства и религии, попытался ввести летосчисление не от хиджры, а от воцарения первого Ахеменида. После кризиса 1953 года, когда правительство Мосаддыка попыталось национализировать всю иранскую нефтянку и шах едва не потерял власть, шахиншах взялся править жестко и единолично. Это потребовало все большего закручивания гаек. Была создана сллужба безопасности САВАК, ставшая жестокой охранкой.
В 1963 году шах развернул широкие реформы, которые не нашли отклика среди народных масс и духовенства. Кроме того, Пехлеви признал Израиль и установил с ним дипотношения. В 1973 году гайки были затянуты на полную, в частности, был введён однопартийный режим. Однако в 1979 году после серии демонстраций, жестоко подавленных силами безопасности, всеобщей забастовки и пожара в кинотеатре в Абадане, где погибло полтысячи человек, шах бежал. Премьер Бахтияр по простоте душевной позвал в страну аятоллу Хомейни, который по прибытии сразу пообещал "выбить зубы режиму" и назначил премьер-министром Мехди Базаргана. После короткой вспышки гражданской войны между хомейнистами и лоялистами чаша весов склонилась на сторону сторонников аятоллы, Бахтияр бежал во Францию. В Иране прошел референдум, в результате которого была провозглашена Исламская Республика Иран. По принятой конституции высшая власть в Иране принадлежит факиху аятолле Хомейни и его преемникам(сейчас Али Хосейни Хаменеи), а гражданскую власть осуществляют выборные президент, премьер и меджлис. Ни один закон, ни одно постановление правительства не могут вступить в силу без дозволения факиха. Сам Хаменеи при аятолле Хомейни занимал пост президента исламской республики...
На этом, пожалуй, короткое историческое обозрение закончим и перейдём к текущим событиям в заключительной части персидского обозрения.