(no subject)

Apr 08, 2013 03:18

Увидеть и прочувствовать последствия Чернобыльской катастрофы - значит навсегда изменить свои взгляды на энергетику и на жизнь в целом.
Если жить и работать в энергостроительной отрасли в Чернигове, рано или поздно приходиться так или иначе сталкиваться со станцией и близлежащими объектами. Для меня это было обыденно. Станция, хоть и остановлена в 2000-м году, до сих пор кормит очень многих. Многие мои студенты-заочники работают на станции, в АРСе и прочих организациях Славутича. Работая в проектной организации, мы проектировали гостиницу в Славутиче для французов из Новарки, общежития в Иванкове (если это можно так назвать) для итальянцев и турков, занятых на станции, административные здания ГСП ЧАЭС, делали утепление кровли 1-го энергоблока. Шеф тогда лазил на эту самую крышу, так в фейсбуке у него до сих пор эта фотография на крыше в белом защитном костюме и респираторе. Потом какое-то время мне пришлось поработать в строительно-монтажной организации, которая занималась сооружением объектов подсобного хозяйства на самой станции и в окресностях. И хоть я и не касалась непосредственно этих работ, они были очень близко - рассказы сотрудников, чертежи, фотографии.  Директор вообще два раза в неделю ездил на станцию на совещания, называя эти дни "Чернобыльскими днями". Один раз только меня столкнуло вплотную, когда зашла речь о грядущем тендере на демонтаж ОРУ-750 кВ на 14-й год. Было пару совещаний, где обсуждалась экономия после таких мероприятий, и на этом пока все затихло. Ну и да, друзья и одногруппники тоже работали и работают в Славутиче. Меня, правда, тоже звали туда читать лекции в техникум, где учат на электриков. Но ввиду экономическо-временной неэффективности я отказалась. Правда, в этом городе все равно бываю часто, по работе и не очень, в прошлом году даже была на новогоднем банкете в Новарке. То есть, про станцию и все что с ней связано, знаю не по наслышке.
Но оказалось, знать в этом случае - это очень мало.

КПП "Дитятки" - въезд в 30-километровую зону, оказался очень оживленным, несмотря на субботу. Паспортный контроль, все очень строго, снимать нельзя, отходить никуда тоже.
Контроль успешно пройден, въехали. Вдоль дорог заброшенные села, заросшие лесом. Летом их с трассы не видно. Но здесь есть самоселы, прописанные в местах, куда их отселяли. Бороться с ними власти устали и смирились, возят им продукты и медикаменты, пенсии. Говорят, на поля под дорогой приходят пастись лошади Пржевальского. К сожалению, их не увидели, зато мельком видели оленей!  Еще немного и въезжаем в Чернобыль. Город старый, ему около восьмиста лет, находится в 18-ти км от станции. До аварии здесь проживало 12 тыс. человек, теперь же - только работники со всей Украины, хотя работа вахтовым методом 15/15, ездят домой далеко не все. Тут полно всяких департаментов, агенств, администраций, лабораторий и прочих госучереждений. Наш гид, к слову, сам работник департамента управления зоной отчуждения, очень квалифицирован и как гид, и как специалист (сам он инженер по радиационной безопасности). В городе видно движение, но поражает тишина, к сожалению, ее не передать фотографиями.






"Кладбище отселенных городов и сел". Вот тут-то и начинает потихоньку доходить масштаб трагедии


Памятник пожарным - ликвидаторам возле МЧГ г. Чернобыля.
Тут я впервые подумала о том, что эти люди не знали, на что шли, когда тушили ужасный пожар. Работники станции практически сразу поняли, что произошла большая беда, а вот пожарные стали понимать, видимо, только тогда, когда начало проявляться страшное действие огромных доз облучения - то есть только к утру.


Экспозиция робототехники, которая принимала участие в ликвидации аварии. Техника дезактивирована, но тем не менее ограждена забором, а вокруг стоят предупреждающие знаки "Радиация"


Радиационный фон в городе не превышает естественный.
Едем на станцию. Еще один КПП на въезде в 10-ти километровую зону. Как известно, если в 30-ти километровой зоне можно будет через пару сотен лет жить, то 10-ти километровая никогда уже не будет пригодна для жизни. Села тут в прямом смысле слова находятся под землей - после аварии дома рушили и закапывали, видны холмики с теми же табличками. Сколько видно до горизонта - столько видны холмики. Это зрелище не может оставить равнодушным. Компьютерные игрушки на эту тематику просто кощунственны. К сожалению, в нашей группе добрая половина была - малолетних любителей сталкера, которые жадно бегали по оставшимся заброшенным строениям в поисках удачных кадров а-ля сталкер. И экскурсия была ориентирована преимущественно на таких, для меня практически ничего нового не было, только когда все убегали делать эти самые фотографии, я задавала интересующие меня вопросы гиду и получала на них ответы.
В единственном уцелевшем здании детского садика в с. Ковпачи радиационный фон  - 6 микрозивертов/час, на земле - 17. Допустимый - около 3-х.


Подъезжаем к станции. Из окна видно недостроенную градирню. Градирни всегда волновали меня.


Выходить из автобуса тут можно строго в определенном месте.
Открывается вид на ОРУ-330 и 750 кВ, на машзал и на четвертый энергоблок. К сожалению, вблизи ОРУ-750 можно увидеть только из автомобиля - выйти там мне не разрешили, но даже мельком, проездом - оно потрясающе огромно! На съемке со спутника видно ,что площадь ОРУ примерно равна площади самой станции. Бесконечные ряды выключателей, ТН-ов, разъединителей - до самого горизонта. 330 кВ по сравнению с ним смотрится просто жалко.
Кстати, тот самый канал с сомами.


Заходы ВЛ-750 кВ кВ ЧАЭС - ПС "Винница" на ОРУ. В данный момент выдачи мощности в энергосистему ЧАЭС не производит, ОРУ работает как транзитное - связывает Хмельницкую АЭС с ПС "Винница". Обслуживание его обходится обходится ГСП ЧАЭС в несколько миллионов в год, поэтому идут разговоры о его демонтаже. К слову, генераторное напряжение энергоблоков было 20 кВ, связь с ОРУ - через трансформаторы 20/750 кВ (мой мозг отказывается это воспринимать)


Недостроенный пятый энергоблок, в таком же виде, в каком и был на момент аварии. Краны так и стоят.


И наконец, САМ


Не верится, что я так близко. Страха нет никакого. Мыслей - тоже, наверное, потому, что я в свое время столько начиталась про случившиеся там в апреле 86-го, столько передумала и пыталась осмыслить и разобраться, что в этот момент мозг просто отключился, чтоб не перегреться от увиденного.
Это место возле стеллы - единственное на станции, где туристам можно выходить из автобуса и фотографировать, причем строго в одном направлении.
Сегодня здесь рабочий день, как и каждый, впрочем, день. Начальство, французы, рабочие. Фон тут даже ниже ,чем в г.Чернобыль, хотя источник совсем рядом. Настолько все вылизали, насколько можно было, да и новый многослойный асфальт дает свое. Существующий саркофаг рассчитан до 2016 года. Поэтому к 2015-му планируется закончить строительство нового безопасного конфайнмента. И теперь - к главному. Не столько поразил меня вид 4-го блока, многократно видимый на фотографиях где угодно, сколько вот это, воистину грандиозное сооружение всех эпох


Снимать арку нельзя, там везде милиция. Но я из-под полы
Масштабы можно оценить, только разглядев человека на платформе синего "сборщика вишен".
Строительство ведет консорциум из нескольких французких фирм "Новарка". Французские инженеры очень рвутся сюда работать - еще бы, зарплаты за месяц им доходят тут до 20 тыс. евро. Генпроектировщик - итальянцы, у них же после проектирования была собрана и разобрана для последующей транспортировки арка. Стоимость сооружения - 990 млн евро, деньги собирали все Европой. На данный момент выполнен только первый подъем, всего три. Подъем осуществляют 10 подъемных кранов jacking tower фирмы Mammoet высотой по 45 метров. После окончательного подъема арка будет по так называемым направляющим рельсам перемещена на энергоблок.
Как это будет выглядеть:

image Click to view


А вот еще летние секретные снимки работников Новарки с начала монтажа


Оценить сечение несущих конструкцию труб:


Машины-длинномеры, которыми везут конструкции на станцию:


Трудно вообразить масштабы работы здесь, даже увидев эту работу. Укрытие станет эпохальным сооружением, здесь собран гений инженерной мысли Европы. Ничто в мире не может сравнится с такой конструкцией!
...
Полюбоваться на все это нам дали не больше десяти минут. Следующий по курсу - "рыжий лес", принявший на себя основное излучение, обгоревший и порыжевший из-за этого, впоследствии был закопан в специально вырытые траншеи, их можно увидеть на съемке со спутника http://maps.google.com/maps?q=%D0%A7%D0%90%D0%AD%D0%A1&hl=ru&ie=UTF8&ll=51.384571,30.071039&spn=0.00624,0.021973&sll=37.0625,-95.677068&sspn=32.472848,56.513672&radius=15000&t=h&z=16
На этом месте вырос молодняк, но все равно жутковато. Да и дозиметр непрерывно пищал - тут уже было 60 микрозивертов/час


Повернули на Припять.
Народу там - как на базаре. Даже американцы приехали на экскурсию. Лес растет прямо из асфальта.
Потерянный город не вызвал столько эмоций сколько заброшенные села. Городу на момент эвакуации было всего 15 лет, жители почти все были работниками станции, которые наверняка до этого уже поездили по союзу, поэтому, мне кажется, больше пострадали жители села, которые прожили в этих местах всю жизнь, обзавелись хозяйством и так далее..И все равно - 50 тысяч человек, почти все - энергетики, чувствую свое родство с ними
Фотографии банальны, но все же, пусть будут. Припять мне очень напомнила Славутич - тот же серый кубизм в архитектуре, то же уныние.






Фон - нормальный почти везде. Но я чувствовала першение в горле ,черт его знает, может, самовнушение.
На выезде на обоих КПП радиационный контроль.


И едем домой.

В заключение, и на фоне произошедшей недавно крупной аварии на Углегорской ТЭС в Донецкой области хочется пожелать обывателям, чтобы они перестали быть просто бездумными потребителями таких благ цивилизации, как тепло и электричество, а осознали, какой гигансткий труд положен ради того, чтобы мы были обеспечены этими благами, осознали огромную опасность, которую таит в себе производство энергии, и были благодарны и тем, чьи жизни положены на алтарь энергетики, и тем, кто продолжает работать, создавая эти блага.
Previous post Next post
Up