В Нижнем Новгороде открылась выставка, посвященная спичкам.
Коллекция принадлежит филуменисту Андрею Кареву из города Кулебаки. На выставке представлены 460 коробков и 650 этикеток, объединенных в различные серии.
Выставка расположилась по адресу: ул. Большая Покровская, д.8 на третьем этаже и будет открыта до 31 января 2024 года.
Посетить экспозицию можно бесплатно. Филумения - коллекционирование спичечных этикеток - весьма увлекательное занятие. Глядя на эти картинки, можно узнать много интересного про историю, моду, культуру и ещё много чего интересного. В этом обзоре собраны серии спичечных этикеток советской и российской эпох, интереснейшие оригиналы. Слово филумения (phillumeny) происходит от греческого слова philos (любить) и латинского lumen (свет). Термин был предложен британской коллекционеркой Марджори Эванс в мае 1943 года. В русском языке первоначально употреблялись слова филлумения и филлуменистика.
Спичечная этикетка появилась задолго до появления конвертов, марок, фотографий. Очень долгое время в России на спичечных этикетках владельцы спичечных фабрик печатали собственную полурекламную информацию - адрес фабрики, информацию по качеству и предназначению спичек. Но после революции и полной национализации в СССР спичечных фабрик спичечные этикетки резко поменяли свое содержание и предназначение. На этикетках стали печатать идеологические призывы и лозунги, освещению событий, рекламе продукции и услуг.
Содержание спичечных этикеток тщательно проверялось соответствующими государственными органами. На этикетках размещалась рекламка с предложениями хранить сбережения в Сберегательных кассах, или посвященных съездам, конференциям трудящихся. Призывы участвовать во всесоюзной переписи населения.
Впервые реклама периодических изданий - еженедельника «Крестьянская газета» - появилась в 1924 году. В это время производство спичек заведовало Спичбюро. Далее появилась реклама журналов, кино, цирка, книг и тд. С 1926 г. действовала инструкция “По акцизам зажигательных спичек”, утвержденная Наркомфином которая предусматривала наличие на спичечном коробке наименования владельца или фирмы - фабрики, местонахождения фабрики и предельной цена. Каждую спичечную этикетку утверждали резолюцией “Соответствует разрешенному Горлитом оттиску в печать”.
Только в середине 1950 годов спичечная этикетка получила второе дыхание. Цензура была снижена. Появилось огромное количество высокопрофессиональных мини шедевров затрагивающие все сферы жизни советского общества, от бытовых предметов до полета в космос. Огромную роль рекламная филумении сыграла в увеличении подписки и соответственно тиражов советских изданий.
С появлением демократии спичечные этикетки несколько снизили свое влияние, но появились и новые направления такие как предвыборная реклама.
Как правило спичечные этикетки в России, в составе Советского Союза, носили информационный характер, чаще всего это была разного рода пропаганда, социальная реклама и призывы к мерам безопасности.
Коллекционирование Спичечных этикеток было не так распространено, как коллекционирование почтовых марок, однако этот вид коллекционирования признавался государством и поощрялся: для коллекционеров подготавливали специальные тематические комплекты, которые продавали в соответствующей упаковке с красивой этикеткой или в прозрачных пакетиках с вкладышами, рассказывающими о наборе и изготовителе. Вообще, одно то, что спички стали выпускать наборами, уже говорит о заинтересованности в коллекционировании.
(с) Вот эту серию смутно помню из детства
Помимо спичечной тематики там еще и самовары и прочее для чаепития.
Мальчики довольные!