Новосибирский театр оперы и балета отремонтировал наконец-то третий ярус. И вот «театр уж полон, ложи блещут».
За одну неделю я посетила 4 мероприятия в «Новате», как вульгарно теперь называется этот театр.
Как и Михайловский театр, под руководством Владимира Кехмана Новосибирский оперный предлагает собрать свой абонемент - 2 оперы и 2 балета со скидкой 20%. Правда, при бронировании онлайн доступны только партер и 1 ярус, называемый ныне бельэтажем. Я выбрала «Кармен», «Князя Игоря», «Спящую красавицу» и «Золушку», не разбираясь, кто там будет петь и танцевать. Все равно старых артистов я забыла, а новых не знаю. Билеты в первый ряд высокого партера (11 ряд на подиуме, откуда сцена, как на ладони) обошелся мне в 560 руб. на оперу и в 800 руб. на балет. В Мариинке было бы дороже почти в 10 раз.
Больше всего мне понравился балет «Золушка». Это восстановленная Михаилом Мессерером самая первая постановка этого балета (1945 года хореографа Ростистава Захарова), который вернул сказке ее волшебную суть. После засилья хореографии Ратманского во всех театрах я наслаждалась настоящим волшебством. Спектакль очень красивый, причем, волшебство создают видеопроекции на «задник» и прозрачный «передник», они настолько красивы и качественны, что возникает ощущение, что я смотрела кино на огромном экране. Костюмы и декорации, материальные, тоже были достойны, а уж исполнение - лучше трудно было пожелать!
Начну с либретто - эта сказка не совсем обычна для знатоков «Золушки». Первое отличие - Фея ведет Золушку за собой в царство времен года, и хранительница каждого времени года делает девушке свой подарок: Весна, Лето, Осень и Зима преподносят ей платье, диадему и пр., сама Фея дарит серебристые туфельки. Хореография в классическом стиле, но очень интересная, поддержки в адажио изумительны!
После побега Золушки Принц отправляется на ее поиски и огибает весь земной шар (процесс этот очень наглядно изображен на переднике в виде крутящегося глобуса). Принц попадает в знойную Испанию, экзотическую Индию. Причем, партия создана с изрядной долей юмора, где Принц вынужден летать на канате, как Джек Воробей, спасаясь от разгневанных приближенных местного раджи. Хореография в этот момент потрясающая: пока крутится глобус, Принц вращениями передвигается из одной кулисы в другую справа налево (а, учитывая размеры местной сцены, это долго и невероятно красиво! Браво Латыпову, зал рукоплескал!), потом в сцене драки, отбиваясь от напавших со всех сторон врагов, Принц выдает серию фуэте, что особенно подчеркивает его белый костюм с воротником-апаш в центре темно-пестрой толпы нападающих).
Мачеха и дочки сделаны с изрядной долей юмора (хотя у Ратманского поярче выведены эти героини, но здесь нет сатиры!). Главное, балет логически последователен, понятен и заканчивается, естественно, хеппи эндом. Правда, финальное адажио Золушка танцует в «рабочем» платье, по закону жанра хотелось бы, чтобы она переоделась (как в фильма «Три орешка для Золушки», например). А тут подчеркивается демократия и толерантность, дескать, Принц готов полюбить Вас и в том, что на Вас надето во время мытья полов. Но все же балет невероятно красивый внешне и хореографически.
Среди исполнителей выделяется Принц - Эрнест Латыпов. Вероятно, спектакль и ставился в расчете на мужскую партию, и это меня лично радует! (Сколько можно смотреть на мужчин, как подставок для балерин). Признаться, после «Спящей красавицы», где он проходил ногами весь второй акт и активизировался только в финальном па-де-де, я от него ничего доброго не ожидала (точнее, от постановки, потому что сам Латыпов технически был безупречен - идеальные приземления после пируэтов, хорошие прыжки и заноски, претензий нет). Но постановщик и артист совместно меня удивили и обрадовали. Теперь я рекомендую новосибирскую «Золушку» всем имеющим возможность ее посетить. Причем, даже если эта постановка идет в Михайловском, такого ошеломляющего эффекта она там вряд ли имеет, ибо сцена там намного меньше, чем в Новосибирске, и многие придумки будут смотреться скромнее.
Из опер больше мне понравилась «Кармен». Особенно главная героиня - приглашенная из «Новой оперы» Анастасия Лепешинская. Кармен была жива и темпераментна, как и положено молодой цыганке. И Хозе - местный певец Владимир Кучин - я даже заподозрила в нем Мавлянова, хотя он непохож внешне😊. Но - то ли высокий баритон, то ли тенор с баритональным окрасом (верхние ноты, увы, страдали), сильно украсил эту оперу: молодой, стройный и цветущий. Наконец-то исполнители соответствовали своим ролям внешне. Пели тоже неплохо. Партии Эскамильо (Алексей Зеленков) и Микаэлы (Юлия Шагдурова) были исполнены хуже вокально и драматически. Более других понравился исполнитель партии Моралеса - второго бригадира солдат (который в самом начале оперы пристает к Микаэле) - Максим Головачев, отличный может быть певец!
«Князь Игорь», в котором пели те же Зеленков и Шагдурова, на мой взгляд, был ужасен. Это самая скучная постановка, что я видела. Статичная, с минималистичными декорациями из серии «хор выстраивается вдоль сцены и поет». Более всего это было похоже на концертное исполнение в костюмах. Особенно второй акт: все исполнители выходили по очереди, вставали на центральную точку и пели свою арию (желательно, не шевелясь). Половецкая девушка (вокально Юлия Юмаева понравилась мне больше всех!), потом Кончаковна (костюм просто супер! Сама бы такой носила😊), Владимир Игоревич (Сергей Кузьмин из Михайловского театра был звучен и четко слышен, хотя голос с песочком, - нужно расслушать его в театре), потом Игорь-князь (Зеленков) и Кончак (Николай Лоскуткин) - один хуже другого. Оживляла повествование яркая актерская игра Андрея со страшной фамилией Триллер - исполнителя роли Галицкого. И, наконец, половецкие пляски. Исполнители «пляски мальчиков» были толсты, как борцы сумо, как и главный танцовщик - мой всегда любимый Максим Гришенков).
И тут я скажу самое главное - оркестр под управлением Михаила Татарникова играл ужасно медленно и всю оперу просто испортил. Это было главное зло, как оно есть. Причем, где было можно (увертюра, например, или инструментальные проигрыши) - темпы были живые и здоровые, но как только выходили певцы, оркестр просто умирал. А ведь известно, что партии с такой кантиленой медленно петь очень трудно. Поэтому, например, Кончаковна - молодая сопрано без нижних нот - брала дыхание преступно часто. Про Кончака я вообще молчу, потому что обсуждать там нечего, печаль печальная. Зеленков со времен «Большой оперы» увеличился в два раза, но слышно его стало в два раза хуже.
Опера была купирована в угоду некой режиссерской версии, которой я не поняла. Плач Ярославны прошел одним куплетом (или я сильно отвлеклась). Позитивная часть хора «Нам, княгиня, не впервые под стенами городскими» ушла, как и не было. Удивительно, но из глубины веков реанимировали финал, который я в жизни не слышала на сцене - 3й акт ПОСЛЕ возвращения Игоря (а там еще одна ария Ярославны (некрасивая, на мой взгляд) со стоном жителей разоренного Путивля, дуэт Скулы и Ерошки (где они придумывают, как бы оправдаться перед народом и князем) - об этом я хотя бы читала, ну и финальное прославление князей. В результате спектакль получился жуть какой скучный, безыдейный и нелогичный для меня, а исполнение ужасное. Отметить хочу только хор, он был прекрасен.
Буфет крутой, бутерброды с икрой по 500 руб., кофе 300, но народ стоит в очередях и ест. Я сама вынуждена была потратиться на фантазии матушки и ее подруги, имитирующих «светский выход» 😊.
Балет «Спящая красавица» в постановке Начо Дуато неинтересен и недостоин упоминания, танцевать там нечего, хореографии, по сути, нет. Лишь костюмы и декорации были хороши.
Перед оперным театром поставили ёлку, залили каток, поставили небольшие украшенные в новогоднем стиле фигурки, чтобы посетители могли сфотографироваться и провести время с удовольствием, что мы и сделали. Если поставить там деревянные избушки с горячим напитками и блинами «с пылу с жару», народ потянулся бы активнее, устроил бы гуляние, а заодно и купил бы пару сотен лишних билетиков на новогодние преставления театра. Точно говорю. Сама в толпе слышала😊. Тем более, что в оперном театре собрались давать оперетту, а, в частности, «Летучую мышь» - самый новогодний европейский оперный спектакль. Добро пожаловать. Не пожалеете!
Моя мама.