****Черняков отсылает нас к событиям первой мировой войны
Мне при просмотре показалось, что скорее русско-японской.
****В тексте-то совсем другое! Не мы, а на нас напали! И князь Игорь сражается с захватчиками!
В тексте как раз поход сугубо наступательный: "Братья, сядем на борзых коней/И позрим синего моря!". Да и исторически этот конкретный поход был исключительно за славой и добычей. (Не говоря уже о том, что половцы отродясь не были "захватчиками". Сходить в набег, пограбить - это завсегда пожалуйста, но захватывать-то зачем?)
****враг у стен, какие сантименты!
Враги как раз ушли, закончив (очередной) набег. И дальше можно решать, что делать: идти на половцев новым превентивным походом, стать с дружиной на рубеже или же мириться/родниться. Причем реальный князь Игорь предпочел последнее:
Добрый день! Про русско-японскую войну - это такие тонкости, что даже японисту, посмотрев постановку Чернякова, будет сложно утверждать. Я к ним, увы, не отношусь, и нигде утвержления самого Чернякова не слышала. Если постановка расчитана на широкого зрителя, она должна быть понятна без деталей одежды, оружия и прочих специальных атрибутов. В целом, вижно, что одежда начала XX века.
Я с Вами не согласна. Выражение "сядем на борзых коней" в данном случае потому, что на территорию Руси уже напали. Никто сознательно не шел завоевывать половецкие земли "за славой добычей". Увы, уже не те времена были. В XII веке половцы и русь находились в состоянии перманентной войны, поэтому утверждать, что Игорь пошел воевать мирных половцев - просто глупо. Хан Кончак нанес поражение русским войскам, и поход Игоря - ответный ход. "Враги как раз ушли, закончив (очередной) набег". - я не историк, Вы, возможно, тоже. Но "мужайся, княгиня, недобрые вести" - этот хор как раз и говорит, что под стенами Путивля появилась армия половцев.
Я никогда не интересовалась специально этим историческим периодом на Руси. Я говорю именно об опере и музыке в ней. Хор "Мужайся, княгиня" обычно дается в конце оперы, и логично появление Игоря в финале, как защитника своего города. Иногда хор переставляют (но это уже в 20 веке, как раз для создания новых версий). Я говорю о том, что рефлексийная версия Чернякова не соответсует музыкальному оформлению. Вот и все.
***Хор "Мужайся, княгиня" обычно дается в конце оперы,
Отнюдь. В большинстве известных мне записей порядок плюс-минус такой: Игорь уходит в поход - сцена в корчме ("Вот бы мне дождаться чести") - "Мужайся, княгиня" - сцена в половецком лагере (арии Игоря и Кончака, Половецкие пляски) - возвращение Гзака и побег Игоря - возвращение Игоря в Путивль. Есть, разумеется, варианты, например, Покровского в БТ, где все заканчивается свадьбой Владимира и половецкими плясками. Но это уже постсоветское время.
Спасибо за напоминание! Я уже забыла, что в моем глубоком детстве Путивль давался до половецкого стана, и там был хор "Мужайся, княгиня!". Поскольку вторую арию Игоря часто купировали, то и не было понятно, что Путивль уже сожгли. Сейчас у нас в Мариинке Путивль идет в конце оперы целиком (несожженный), и призыв к борьбе с врагом у стен выглядит логично. В любом случае ИМХО общий пафос оперы героический, враг терзает Русь, и нужно с ним бороться:).
С этим никто не спорит. Просто мне кажется важным, что Черняков, с большой вероятностью, не просто перенес в прошлое свои идейки и рефлексиии, но опирался на серьезный исторический материал.
Мне при просмотре показалось, что скорее русско-японской.
****В тексте-то совсем другое! Не мы, а на нас напали! И князь Игорь сражается с захватчиками!
В тексте как раз поход сугубо наступательный: "Братья, сядем на борзых коней/И позрим синего моря!". Да и исторически этот конкретный поход был исключительно за славой и добычей.
(Не говоря уже о том, что половцы отродясь не были "захватчиками". Сходить в набег, пограбить - это завсегда пожалуйста, но захватывать-то зачем?)
****враг у стен, какие сантименты!
Враги как раз ушли, закончив (очередной) набег. И дальше можно решать, что делать: идти на половцев новым превентивным походом, стать с дружиной на рубеже или же мириться/родниться. Причем реальный князь Игорь предпочел последнее:
Пытаясь достичь прочного союза с Игорем, Кончак добился брака находившегося в его плену Владимира Игоревича со своей дочерью Свободой в 1187 году (она была крещена в православие под именем Настасья). Эти действия были направлены на то ( ... )
Reply
Про русско-японскую войну - это такие тонкости, что даже японисту, посмотрев постановку Чернякова, будет сложно утверждать. Я к ним, увы, не отношусь, и нигде утвержления самого Чернякова не слышала. Если постановка расчитана на широкого зрителя, она должна быть понятна без деталей одежды, оружия и прочих специальных атрибутов. В целом, вижно, что одежда начала XX века.
Я с Вами не согласна. Выражение "сядем на борзых коней" в данном случае потому, что на территорию Руси уже напали. Никто сознательно не шел завоевывать половецкие земли "за славой добычей". Увы, уже не те времена были. В XII веке половцы и русь находились в состоянии перманентной войны, поэтому утверждать, что Игорь пошел воевать мирных половцев - просто глупо. Хан Кончак нанес поражение русским войскам, и поход Игоря - ответный ход.
"Враги как раз ушли, закончив (очередной) набег". - я не историк, Вы, возможно, тоже. Но "мужайся, княгиня, недобрые вести" - этот хор как раз и говорит, что под стенами Путивля появилась армия половцев.
Reply
Reply
Reply
Отнюдь. В большинстве известных мне записей порядок плюс-минус такой: Игорь уходит в поход - сцена в корчме ("Вот бы мне дождаться чести") - "Мужайся, княгиня" - сцена в половецком лагере (арии Игоря и Кончака, Половецкие пляски) - возвращение Гзака и побег Игоря - возвращение Игоря в Путивль.
Есть, разумеется, варианты, например, Покровского в БТ, где все заканчивается свадьбой Владимира и половецкими плясками. Но это уже постсоветское время.
Reply
В любом случае ИМХО общий пафос оперы героический, враг терзает Русь, и нужно с ним бороться:).
Reply
С этим никто не спорит. Просто мне кажется важным, что Черняков, с большой вероятностью, не просто перенес в прошлое свои идейки и рефлексиии, но опирался на серьезный исторический материал.
Reply
Leave a comment