"Дон Карлос" Верди, Баварская опера, 22 января 2012. Аня Хартерос, Йонас Кауфманн, Рене Папе.

Jan 22, 2012 23:02


Мое первое посещение Баварской оперы, поэтому не только о музыке. Здание национального театра, где проходят спектакли Баварской оперы, находится в Старом городе Мюнхена на Макс-Йозеф плац, прямо рядом с Резиденцией баварских королей. Мощные колонны поддерживают легкий расписанный золотом портик.


У входа местные жители, желающие купить билет, пишут предложение на листочке (а не дергают за рукав со словами "У Вас есть лишний билетик?"). Внутри служащий на чистейшем русском языке помог мне сориентироваться с местом, которое оказалось стоячим в центре 3 яруса (выше есть еще балкон). В театре несколько парадных залов для променада во время антракта - как в питерских дворцах, отделанные мрамором, с зеркалами во всю стену.


Есть возможность прогулять вечернее платье:). Оформление фойе на ярусах скромное, серенькое.
                                                      К моему глубокому удивлению, рядом со мной на стоячих местах оказались очень приличные люди, вежливые и явно не бедные. Зал был заполнен до единого кресла (позже я узнала, что в тот день была прямая трансляция оперы на весь мир). Видно с моего места было хорошо, а слышно так и вообще превосходно. Поскольку я была на каблуках и уже подустала от прогулок, я ужаснулась перспективе простоять весь вечер. Но ничего, в темноте сняла ботинки и отстояла все 4,5 часа оперы с получасовым антрактом. К концу первого отделения (включающего 3 первых акта) я уже так увлеклась, что даже расстроилась перерыву. Мне вообще нравится идея, когда оперу дают целиком, и слушается она на одном дыхании. Понравилось, что нигде не звучали мобильные телефоны. Да, раз за 4 часа кто-то попытался поговорить, а одна дама зашуршала пакетом, но на них сразу шикнули соседи (прямо так вот «пшшш!»), и нарушители умолкли. Публика в целом показалась мне интеллигентной и неслучайной.
Теперь про спектакль. Описание оперы здесь: http://100oper.nm.ru/033.html
Мое повествование больше основано на личных впечатлениях, чем на теории. Поскольку «Дон Карлос» - опера редкая в наших театрах, позволю себе напомнить сюжет, который восходит к одноименной трагедии Шиллера.

1560 год. Расцвет инквизиции в Испании и зарождение протестантского движения в Европе. 16-летний юноша на охоте близ Парижа встречает 14-летнюю принцессу Елизавету Валуа (старшую дочь Генриха II и Екатерины Медичи) и сообщает, что ее просватали за наследника испанского трона Карлоса. Взаимная приязнь молодых людей перерастает в страстное чувство после того, как оказывается, что посланец и есть сам дон Карлос. Будущее прекрасно и радужно, и тут вдруг оказывается, что папашка Карла, 33-летний король Филипп тоже не прочь жениться, и всенепременно на невесте сына. Уже тут можно заподозрить пакостную натуру старикашки («о, не противны ли тебе мои седины?» - спрашивает он у молодой жены, в те времена старели рано). В общем, совершенно неудивительно, что сын отца возненавидел со всем пылом юношеского максимализма. К сожалению, Карл оказался натурой бездеятельной, заговоров против отца не строил, тихо страдал и плакал. Тут, как на грех, произошло восстание во Фландрии (протестанты там окопались), которое Карлосу предложили возглавить. Инквизиция оживилась и потребовала от короля Филиппа свежей крови. И вот Великий инквизитор и король на полном серьезе обсуждают убийство единственного наследника огромной страны! Парня бросают в темницу, где он и помирает. Вся эта канва украшена любовной лирикой, ревностью, настоящей мужской дружбой, терзаниями отца и страданиями народа. Вот такой сюжет.
                               
Постановка по большей части темная и безрадостная. Соответственно исторической атмосфере. На сцене грязно-серое помещение, которое поочередно выполняет роль церкви, спальни, темницы, какого-то постоялого двора - и все это под сенью страданий Христа (огромным распятием постановщик подчеркивает ведущую и направляющую силу инквизиции). Герои одеты в черное (я иногда даже путалась, кто есть кто). И длится все это очень долго! Единственное яркое пятно в постановке - это сцена аутодафе. На фоне пылающего костра и поджариваемых грешников (очень натурально выполненных) монахи деловито раскатывают красную ковровую дорожку, и начинается настоящий Парад Победы! Шествуют дамы и кавалеры, шуты и монахи, инквизиторы в фиолетовых мантиях с высокими колпаками и закрытыми лицами - ку-клукс-клан отдыхает. Всего в цветах выносят Великого инквизитора. Везут на телегах живые статуи: Иисус, несущий крест на Голгофу, Истязания Иисуса, Иисус на руках у Марии после снятия с креста. И кругом цветы, народ бросает конфетти - настоящий средневековый праздник!



Слева Дон Карлос (в черном), по центру королева Елизавета, справа король Филипп

Про музыку ничего говорить не буду, она темная, мятущаяся, под стать сюжету. Есть несколько красивых арий - и ни одна из них не принадлежит главному герою. Оркестр и хор нареканий не вызвали, с музыкой не разъезжались, большое спасибо дирижеру.

Кусочек - дуэт Елизаветы и Карлоса:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=z5qXR_IekfQ

Исполнители:
Елизавета Валуа (сопрано) - Аня Хартерос Внешне приятная леди, стройная, с сильным голосом. Первые 3 акта осторожничала, и лишь в собственной арии 4 (или 5 акта?) акта выдала все, что могла. Действительно чистый звук, пополам лирики и драматизма. Закончила оперу на высочайшей ноте, ей орали «браво» больше всех и топали ногами. Хотелось, чтобы она всю оперу так старалась.
Король Испании Филипп II (бас) - Рене Папе Спел прекрасно, мужчина в самом расцвете (я боялась, что он будет староват). Голос сильный, глубокий, звучный. Правда, и пения у него не так, чтобы много. Арию в начале 4 акта исполнил превосходно, с лирикой у него все в порядке. Образ создал простой и понятный - сильный властный король, которому не чужды душевные переживания. Был принят публикой «на ура» и по громкости оваций уверенно занял второе место. В моем личном рейтинге первое место.
Принцесса Эболи (меццо-сопрано) - Анна Смирнова Вот ее я путала с Елизаветой. Обе одеты в черное, обе рядом с главными героями, даже когда запоют, не сразу понятно - низкое сопрано это или высокое меццо. Очень странная роль у этой придворной - то ли наперсницы, то ли служанки королевы. Она позволяет себе влюбиться в Карлоса и ревновать к королеве, и с королем у нее интрижка… Я для себя не смогла пока выстроить значение ее роли. Зато у нее целых две (!) прекрасных арии. Первая сложная, а вторая хитово красивая. Первую певица исполнила с напрягом (выпевать восточные рулады - это вам не шуточки), зато вторую провела очень сильно и темпераментно.
Родриго, маркиз ди Поза (баритон) - Боз Даниэль По высоте голоса Родриго и Карлоса почти не отличались. Высокий и звонкий баритон Даниэля казался чуть ли не выше глуховатого «бархатного» тенора Кауфманна. Но тембры у певцов совершенно разные, поэтому их дуэты все-таки не звучали в унисон. Мне бы хотелось определенной разницы в высоте звучания, мне кажется, ансамбли были бы богаче. Сам по себе голос Даниэля очень хорош, молодой, чистый, светлый. В моем понимании маркиз ди Поза - неравнодушный молодой идеалист, которому не хватает положения, чтобы бороться с несправедливостью. Поэтому он все время пытается вдохновить на борьбу Карлоса. Все-таки королевский сын и наследник. Но в данной опере я такого ди Позу не увидела. Вокал, тем не менее, был на высоте. (Недавно прослушала в записи хитовый дуэт Родриго и Карлоса в исполнении Кауфманна и Хворостовского - так вот, на мой вкус, с бас-баритоном Йонас звучит еще хуже, нужно что-то среднее). Ну и, наконец, главный герой.
Дон Карлос (тенор) - Йонас Кауфманн Исторически считается, что дон Карлос был слабым, больным и безумным, что, я думаю, учел в своей постановке режиссер. (И тогда, кстати, логичными представляются и решение отца жениться повторно, и заключение Карлоса под контролем во дворце). Образ инфанта в данном спектакле получился невнятный, противопоставить себя властному сильному отцу он не способен - ни бороться за свою любовь, ни отстаивать интересы гонимых фламандцев. К тому же сценографически Карлос все время валялся на полу, что не способствовало сопереживанию зрителей. Ну кто уважает тряпку? В последнем акте вроде бы прорвалось какое-то достоинство, но только для того, чтобы гордо сойти в могилу. Герой Йонаса почти все время присутствует на сцене и очень много поет. Но красивой арии у него нет - есть красивые дуэты (с Родриго, с Елизаветой) и трио. А собственные арии незапоминающиеся, как и он сам. Думаю, Кауфманну трудно было играть этот персонаж, всегда выигрышнее исполнять героев. Ему на поклонах даже ни разу не крикнули «браво» (орали просто так, без слов:). Пение Кауфманна не показалось мне шедевром (точнее, его голос - на мой вкус, весьма средний), а актерской игры (его конёк) я в темноте не разглядела:). Хочется пересмотреть и прослушать эту оперу еще раз с тем же составом, говорят, где-то на youtube есть запись.
     
 Рене Папе (Король), Аня Хартерос (Елизавета Валуа), Йонас Кауфманн (дон Карлос), Анна Смирнова (Эболи).

На поклоны исполнителей вызывали 15-20 раз (я сбилась после десятка). Певцы были очень довольны, Йонас, видимо, устал от тоскливого образа дона Карлоса и на авансцене от души улыбался, обнимался и баловался. Рене Папе крепко, по-королевски, прижимал коллег к широкой груди, Аня застенчиво поцеловала Кауфманна в губы, тот обалдел, смешался и подарил ей розу, которую ему бросили с балкона. В общем, атмосфера на поклонах царила самая непринужденная.





После спектакля я сделала большую глупость, из-за которой сейчас расстраиваюсь. Я не пошла искать место выхода артистов, где их ждут поклонники, получают автографы. Поэтому с удовольствием и легкой завистью посмотрела фото более удачливых зрителей:). Думаю, не утащить ли к себе парочку?
Утащила с сайта http://www.jkaufmann.info (авторivlae




Йонас Кауфманн раздает автографы


Не могу не отметить его изумительный вкус в одежде (или не его - но кто-то за ним явно следит:).
Ну и просто так, до кучи: Йонас Кауфманн - любимец женщин, детей и широкой публики:).      К вопросу о вкусе - ну кто из мужчин осмелится одеть такую рубашку? Но ведь блеск!



опера, Верди, Кауфманн

Previous post Next post
Up